Папки-передвижки

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие связанной речи при помощи сказотерапии»

светлана фальк
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие связанной речи при помощи сказотерапии»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад «Золотинка» общеразвивающего вида с приорететным осуществлением физического развивития

с. Соловьевск Тындинского района»

Семинар – практикум

для воспитателей

«Развитие связанной речи при помощи сказотерапии»

Составила: Фальк С. В.

2020 г.

Цель семинара:

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Развитие связанной речи при помощи сказотерапии“» размещена в разделах

• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

1. Введение.

Есть в детской психотерапии один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний.

Сказкотерапия - один из самых древних, а возможно и древнейших методов воспитания, передачи социального опыта, традиций и менталитета.

Наряду с арттерапией и игротерапией сказка призвана помочь человеку раскрыть внутренние переживания, конфликты, преодолеть трудности, замкнутый характер, объяснить в яркой образной форме правила и нормы поведения. Использование сказкотерапии оправдано не только в работе с

детьми. Образные притчи, символы, игровые ситуации эффективны при занятиях со взрослыми людьми. Не зря великие пророки говорили притчами. Багаж сказкотерапии велик - басни, анекдоты, притчи, мифы, народный фольклор.

Сказкотерапевт (а им может стать любой родитель) рассказывает истории (есть целые подборки сказок определенного направления, например, сказки о доброте, обсуждает сказки или придумывает их вместе со слушателем. Последние особенно часто применяют в коррекционной психотерапии. Ведь обычный любимый ребенком мишка может многое рассказать на вопрос мамы, что его беспокоит или чего мишка боится. Таким образом, дети через игрушки рассказывают про свои страхи и свои опасения. Сказкотерапия для детей, используя такой подход, помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь.

Но главный секрет сакзкотерапии в том, что ребенок (да и взрослый человек тоже, выражая свои мысли через речь игрушки или героя - открывает, порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Сказкотерапия орудует архетипами, которые глубоко в нас скрывают самые сокровенные движения души. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, вы можете узнать о своем чаде много нового и неизвестного. Например, почему тигренок боится темноты, а старший зайчонок не хочет играть с младшим.

Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит.

Сказкотерапия – это один из видов здоровьесберегающих технологий, являющийся инновационным методом в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия–это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

Сказкотерапия–это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция личности, расширение эмоционально –поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость.

Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.

Цель сказкотерапии—помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность —мягкость воздействия и эффективность.

Сказкотерапия как отдельная ветвь психотерапии возникла в Санкт-Петербурге и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии, в целую ветвь науки. Затем многие отечественные психологи и психотерапевты использовали этот метод в своей практике (Э. Фромм, Вачков И. В, Лисина Е. и другие). Сказки издревле использовались в качестве передачи информации.

2. Актуальность.

К сожалению сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы.

Сказотерапия проникает во все виды деятельности ребенка – дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности, музыкальной деятельности, игровой. Особым же вниманием она пользуется в художественно- речевой деятельности. Являясь эффективным средством и методом развития речи детей, сказка помогает дошкольнику передать свои мысли, эмоции, переживания, вырабатывает у детей художественный вкус, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства языка. Подражая речи героев сказки, дети учатся правильному и четкому звукопроизношению, выразительному интонированию, четкой артикуляции.

Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь.

3. Практическая часть

Нас привлекают сказки и своим особенным сказочным языком. Попробуйте перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык.

Девушка (красна девица)

Парень (добрый молодец)

Красивая (ни в сказке сказать, ни пером описать)

Губы (уста сахарные)

Глаза… (очи ясные)

Печаль… (голову повесил, закручинился, пригорюнился)

Идти далеко… (за тридевять земель, за тридевять морей)

В сказке идет активизация разных сторон речи ребенка :

- словаря

- грамматического строя

- диалогической и монологической речи

- совершенствование звуковой стороны речи.

Методы и приемы используемые в работе со сказками для развития красивой речи детей:

• Умение задавать вопросы

Через сказку можно учить детей задавать вопросы сказочным героям.

Игра «Задай вопрос»

- Красной Шапочке

- Машеньки из сказки «Три медведя»

- Серому волку

- Бабе Яге

• Конструирование слов, словосочетаний и предложений

Формирование основ устной речи требует специального обучения.

Для этого нужно:

- придумывать несколько однокоренных слов (например: лес – лесок, лесной, лесовик ; зима – зимний, зимовье, зимовать; мороз – морозить, морозный, заморозить, морозилка ; олень – олений, олененок, оленина.)

• Новое название

Придумывать новые названия известных сказок, не искажающих идеи произведения. (Например, сказке «Теремок» можно дать такие названия, как «Дружный домик», «Домик для зверей», «Как медведь разрушил дом»)

• Новые персонажи

В произведение можно ввести нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло.

Задание для педагогов.

«Новые персонажи для сказке» («Красная шапочка»)

• Словотворчество

Для развития словотворчества можно использовать следующие приемы:

- найти ласковые слова (рукавичка, лисичка, Хаврошечка, Дюймовочка)

- сочинить длинное слово (образование сложных слов : например, про лису: длиннохвостая, пушистохвостая ; Буратино – длинноносый ; оловянный солдатик – одноногий)

- определить «лишнее слово» (называется несколько слов, которые встречается в сказке, но одно из них не относится к этой сказке, значит, оно лишнее. Например, лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух. Лишнее слово : дворец.)

• Пословицы и поговорки

В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с детьми и обсуждая смысл каждой из них, вы поможете детям запомнить их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.

• Загадки

Загадки – это полезное упражнение для детского ума. По ходу сказки можно предложить детям отгадать загадку о том или ином герое, встречающемся в сказке.

• Интервью

Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру- задание «Интервью». А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – зависит от сюжета сказки.

• Повторное чтение

Во – первых, постоянное повторение одних и тех же слов отлично пополняет словарный запас, а во – вторых, читая книгу каждый раз по разному, вы способствуете развитию более качественной речи детей.

• Салат из сказок («Сказки перепутались»)

Предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки.

• Изменение конца сказки

Например, мало кому нравится грустный конец сказки «Колобок». Попробуйте переделать сказку так, чтобы конец сказки стал веселым.

• Сочинение сказки (групповое сочинение, сочинение по кругу)

Таким образом, сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить к школе.

Список использованных источников :

1. Аникина В. И. Русская народная сказка. М, 1997

2. Дьяченко О. М. «Придумываем истории и сказки»

3. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии – СПб : речь, 2005

4. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапиию _ СПб : речь, 2006

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Семинар-практикум по внедрению ФГОС по образовательным областям. 2 блок «Социально-коммуникативное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: - повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие связанной речи при помощи сказотерапии»
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 10:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Развитие связанной речи при помощи сказотерапии»» (включая файлы) размещена пользователем светлана фальк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД