Лучший педагог года

Сенсорное развитие детей младшего возраста в домашних условиях

Линник Светлана
Сенсорное развитие детей младшего возраста в домашних условиях

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Развитие органов чувств у детей раннего возраста идет очень интенсивно. И главной составляющей полноценного развития является сенсорное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Публикация «Сенсорное развитие детей младшего возраста в домашних условиях» размещена в разделах

Цель его состоит в формировании способностей, позволяющих маленькому че-ловеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положе-нии в пространстве, а также запахе, вкусе.

От того, насколько полно малыш научится воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них зависит его благополучное обучение в целом.

Теперь, когда мы с вами имеем представление о сенсорном развитии, я хотела бы вам предложить те игры, которые позволяют это развитие обогатить и разнообразить.

Современный уровень жизни позволяет нам выбирать различные игры и игрушки, на любой вкус и кошелек, мы же с вами сейчас рассмотрим игры, созданные своими руками, которые вы можете использовать в домашних условиях, для этого Вам понадобится лишь положительный настрой на игру.

1 блок – Рисование.

мы используем:

- рисование пальчиками,

- рисование кулачком,

- рисование ладошкой,

- рисование тычками, ватными палочками,

- оттиск печатками,

- рисование смятой бумагой, поролоном, фольгой.

При рисовании кроме гуаши мы используем пальчиковые краски, которые готовим самостоятельно. Вот рецепт:

Если ребёнок не тянет краски в рот, то соль можно не добавлять.

Для придания разных цветов, используются пищевые красители.

Краски можно хранить в холодильнике до 2-х недель.

Рисовать можно и на крупе. Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы).

Польза от рисования неоспорима,

развитие моторики,

развитие тактильной чувствительности,

• осознание ребёнком собственного тела,

• раннее развитие творческих способностей.

развитие представлений о цвете.

2 блок – Игры с крупами

Всеми детьми любимая игра «Песочница на кухне».

Для нее можно использовать кинетический песок, или крупы.

Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно пом-нить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот.

Итак, в глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая: «Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи булочки и калачи».

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого.

Предложите ребёнку выполнить вот такое упражнение — надо взять 1 фасолину большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом — большим и безымянным. Деткам это выполнить очень трудно!

А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела!

В крупы можно добавлять различные элементы, это уже будет целая сенсорная коробка.

Сенсорная коробка позволяет ребенку исследовать предметы без ограничений. Их можно не только смотреть, но и трогать, мять, прятать, искать, перекладывать. В процессе игры детские пальчики активно работают, развивается мелкая моторика рук, координация движений, усидчивость и внимательность.

Основой для создания пособия может стать любая ёмкость. Например, картон-ная коробка, тазик, большая кастрюля, контейнер из пластика или небольшой детский бассейн. Также нужно сделать крышку, которая убережёт игру от пыли и не позволит рассыпаться содержимому.

В качестве наполнителя для сенсорной коробки можно использовать:

1. Различные крупы (рис, гречка, манка и т. п.).

2. Макароны различных форм (спиральки, ракушки, бантики, звёздочки и тру-бочки, рожки в виде букв, цифр или фигурок животных).

3. Бобовые (горох, фасоль).

4. Природные материалы (шишки, жёлуди, семена растений, спилы и кора де-ревьев т. п.).

5. Различные декоративные камешки.

6. Песок (он может быть обычным речным или кинетическим).

Также это может быть смятая бумага, кусочки ткани, пуговицы, шарики из ваты, пряжа.

При выборе наполнителя необходимо учитывать следующее: чем младше по возрасту ребёнок, тем крупнее должен быть наполнитель. При выборе мелкого наполнителя ребёнок должен находиться под присмотром взрослого.

В качестве дополнительно материала можно использовать:

1. Предметы небольшого размера (фигурки животных, кубики, геометрические фигуры, пластиковые буквы, цифры и др.).

2. Различного рода ёмкости и вспомогательные предметы для игры (стаканчики, миски, кастрюльки, сито, совочки, формочки и др.).

3. Инструменты для манипулирования и сортировки (сито, тарелочки, стаканы, мерные ложки, щипцы, грабельки и др.).

Предметы для сенсорной коробки нужно подбирать различные по форме, цвету, размеру.

Чтобы детям не наскучила игра, необходимо время от времени менять её наполнение. Следить за тем, чтобы в коробке не оставалось сломанных игрушек и другого испорченного материала. Наполнение сенсорных коробок меняется вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям.

Поначалу желательно, чтобы малыш использовал для захвата только пальцы, то есть не применял ложки или стаканчики. Пусть он берет крупу кончиками пальцев, тренирует пинцетный захват, чувствует фактуру каждой крупинки риса или фасоли. Позже можно дать крохе «инструменты» (ложку, стаканчики, чтобы малыш учился манипулировать предметами и доносить ложку с крупой от одной емкости к другой. Позже можно добавить к игре различные емкости и ложки, игрушечный транспорт.

3 блок – Игры с водой и влажными материалами.

Увлекательные игры с водой:

1. Выливаем, наливаем, сравниваем.

сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;

наполнить бутылку до половины — она будет плавать; налить бутылку до верху — она будет тонуть; фонтан из бутылки.

2. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки и т. д.) - тонет — не тонет; вылавливаем игрушки; «дождь из губки».

3. Эксперименты с подкрашенной водой (прозрачная - непрозрачная).

4. «Разноцветные льдинки» (холодно, тепло, горячо).

5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.

Кубики льда. Можно дать ребенку ледышки на подносе, либо организовать путешествие на Северный полюс. Для этого заморозьте воду в формочке для льда, сде-лайте айсберги – заморозьте воду в пластиковых стаканчиках или рюмках небольшого размера. Когда вода замерзнет, на поднос насыпьте каменную соль или рис (это снег) и поставьте «айсберги». Добавьте фигурки животных – Северный полюс готов. «Горячо – холодно». Для этой игры нужно в несколько чашек налить воду разной температуры – холодную, теплую и комфортно горячую.

Поиграть с чем-то необычным на ощупь – очень занимательно. Гидрогель, или шарики «Orbeez» («орбиз»). Это маленькие гранулы, которые используются в цвето-водстве, медицине, сельском хозяйстве и продаются в магазинах. Игра требует мини-мальной подготовки: гранулы нужно залить водой на 4 часа, после чего они превращаются в гелиевые шарики диаметром от 1 до 2 см. Играть с ними – одно удовольствие. Шарики бывают цветные или бесцветные, но у всех есть интересное свойство: они абсолютно невидимы в воде, а стоит их вытащить — в детской ладошке целая горсть гладких упругих шариков. Шарики достаточно долговечны и могут прослужить несколько дней. Можно играть в тазу или в ванной во время купания.

Цветное желе. Для малыша можно сделать несколько цветных желе с помощью воздушных шаров, а потом отдать субстанцию на растерзание маленьких ручек. Желе делается с помощью цветного красителя, желатина и воды согласно инструкции, затем разливается в воздушные шары. После застывания нужно просто аккуратно «лопнуть» шар и снять его. Желе можно ковырять, помещать внутрь мелкие предметы, можно резать, крошить руками, превращая в кашу. Пена для бритья. Очень необычные ощущения вызывает обычная пена. Играть с ней можно как в ванной, так и в комнате на подносе.

Можно использовать мыльный раствор и дать ребенку палочку для взбивания пены.

4 блок – развитие слухового восприятия осуществляется с помощью аудиозаписей с различными звуками окружающего мира:

крики домашних животных и птиц, звуки транспорта,

звуки природы (кваканье лягушек, стрекотание кузнечиков,

звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь и т. д.,

звуки грозы, шелест листьев и т. д. ;

Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистульки, шум-ные конфеты, музыкальные инструменты.

5 блок –

прищепки – можно прикреплять их куда угодно;

палочки – моталочки – учить ребенка наматывать ленту или нитку на карандаш;

тактильный мешочек – ребенку надо угадать, что лежит в мешочке;

мозаика из бросового материала (крышечки, пуговки, бусины);

шаги пальцами в пробках (под любое стихотворение);

опускать в воронку ватные палочки;

липким роликом для одежды собирать гречку с подноса;

ловить ложкой предметы из воды;

в стаканчик, обтянутый пищевой пленкой, втыкать зубочистки;

развивающие книжки из подручных материалов — фетра, пуговиц, ленточек, бусин, «молний», тканей разных фактур;

лепка из пластилина, соленого теста, в том числе с закрытыми глазами;

коробка от каши с прорезью, в которую малыш может засовывать макароны, камушки, конфеты;

бизиборд – деревянная панель со всевозможными кнопочками, крючками, выключателями;

шнуровки, бусы, мозаика, любой конструктор.

Тактильные игры учат детей чувствовать свои пальцы и кисть, управлять ими; несут терапевтический эффект – успокаивают, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка; учат концентрации внимания, сосредоточению; развивают координацию движения, пространственное ориентирование; способ-ствуют логическому мышлению. Сенсорные игры подходят как для дневных занятий, так и для вечерних, чтобы подготовить ребенка ко сну. Следует помнить, что малыш всегда должен играть под присмотром взрослых. Эти игры будут интересны детям от года, но нужно смотреть по ребенку: если малыш упорно тянет мелкие предметы в рот и интересуется только вкусовыми свойствами, такие игры лучше отложить.

Прикреплённые файлы:

sensornoe-razvitie_1t0ev.pptx | 11548,79 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях Закаливание детей дошкольного возраста часто рекомендуют для общего укрепления организма, профилактики простуд и повышения иммунитета. Как.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей младшего возраста в домашних условиях
Опубликовано: 3 октября 2022 в 13:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей младшего возраста в домашних условиях» (включая файлы) размещена пользователем Линник Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД