Получи документы

Сказка как одно из средств развития интереса у дошкольников к экспериментальной деятельности

Шешнева Дарья Васильевна
Сказка как одно из средств развития интереса у дошкольников к экспериментальной деятельности

Сказка как одно из средств развития интереса у дошкольников к экспериментальной деятельности

«Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».

Н. Н. Поддьяков.

Публикация «Сказка как одно из средств развития интереса у дошкольников к экспериментальной деятельности» размещена в разделах

На сегодняшнее время перед педагогами стоит задача воспитать не только всесторонне развитого развитого человека, но еще и творческого, хорошо ориентирующегося в постоянно меняющейся деятельности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательного интереса дошкольников.

Проблеме познавательного интереса у детей, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований.

В последние годы в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

Формирование познавательных интересов у детей тесно связано с экспериментальной деятельностью. Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт". А поскольку экспериментирование носит, как правило, креативный характер, то оно стимулирует формирование творческой личности ребенка.

Чем разнообразнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации и навыков получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Экспериментирования – это само по себе занимательный процесс. Но чтоб сделать его более увлекательным педагогу может помочь дидактическая сказка. Дидактические сказки, как отмечает Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева «являются продуктами нашего времени». Сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Сказка – настоящий кладезь мудрости, это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества. Сюжет сказки, поступки героев можно использовать как средство мотивации детей к познанию тех или иных явлений. По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а также реальные представления о природе».

посредством интересных опытов «сказка» оживает. Она учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, дает ребенку возможность стать членом интересного общества верных друзей (животных, растений, научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой. Большую роль играют такие факторы, как доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. На основе знаний, которые дети получают через сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интересу ее познанию, сочувствия ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Герои сказок непосредственные, любознательные, фантазёры и выдумщики, они напоминают детям самих себя. Герои выдвигают гипотезы, порой самые невероятные, впрочем, как и дети. Этот факт позволяет дошкольникам внимательно следить за сюжетом сказки, сопереживать героям, вовлекает их в эксперименты, в ходе которых они пытаются раскрыть секреты природных явлений на доступном им уровне.

За основу исследовательской деятельности с детьми можно взять любую сказку и по ним уже подбирать эксперименты. Например такие сказки как : Сказка Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино», Шарль Перро «Золушка», Русская народная сказка «Летучий корабль» и т. д.

Достоинства метода экспериментирования по средством сказок :

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что сказка может дать педагогу ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее.

Литература

Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо, 2010. – 508с.

Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2008. – 240 с

Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Автореферат на соискание учёной степени канд. пед. наук / Л. Д. Короткова. – М., 2008.

Поддьяков Николай Николаевич. ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ И ЭВРИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОПЫТА РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию интереса старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности «Посев семян пшеницы»Конспект занятия по развитию интереса старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности «Посев семян пшеницы» «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Посев семян пшеницы». Воспитатель:.

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов»Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов» Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников»Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников» Одной из задач патриотического воспитания нашей образовательной программы является приобщение дошкольников к традициям родного края путём.

Развития интереса к экспериментированию у старших дошкольников Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью,.

Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности.Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности. В дошкольный период игра является основным видом деятельности ребёнка. Одним из видов игровой деятельности является театрализованная игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как одно из средств развития интереса у дошкольников к экспериментальной деятельности
Опубликовано: 5 апреля 2023 в 10:54
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как одно из средств развития интереса у дошкольников к экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Шешнева Дарья Васильевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД