Ольга Скударнова
Наставничество как условие успешной работы молодого специалиста
Наставничество как условие успешной работы молодого специалиста
Скударнова О. Ю. преподаватель кафедры Дошкольного образования ГАПОУ «Читинский педагогический колледж», г. Чита, Россия, SkudarnovaO@yandex.ru.
Аннотация. В статье представлен опыт работы преподавателей ГАПОУ «Читинский педагогический колледж», с использованием модели наставничества «педагог-педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста, перечислены формы взаимодействия наставника с наставляемым, работа над подготовкой к аттестации молодого педагога на первую квалификационную категорию.
Публикация «Наставничество как условие успешной работы молодого специалиста» размещена в разделах
Ключевые слова: наставник, наставляемый, взаимодействие, студенты, специалист
Современная модель профессионального образования требует от педагогов быть активными, непрерывно обучаться и развиваться, принимать участие в конкурсах, писать статьи и показывать мастер-классы, а также безупречно вести необходимую документацию. В такой не простой обстановке молодые специалисты теряются и часто не могут найти выход из разных ситуаций. Молодому специалисту предстоит овладеть всеми тонкостями работы со студентами, научиться взаимодействовать с коллективом педагогов, а для этого необходимо приобрести недостающие качества, умения, навыки. Молодой специалист испытывает постоянное эмоциональное напряжение, требующее мобилизации всех внутренних ресурсов, ему жизненно необходим опытный наставник.
Наставник - человек, который поддержит и поможет преодолеть сложный рубеж адаптации, развить коммуникативные качества, поможет реализоваться и осознать себя человеком, сделавшим правильный профессиональный выбор 1 .
Наставничество - это индивидуальная воспитательная работа с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа в педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы 3.
В ГАПОУ «Читинский педагогический колледж» создана модель наставничества «педагог-педагог». Преподавателями успешно реализуется такая модель, организуется «творческий тандем». Он возникает с целью закрепления молодого специалиста в должности преподавателя, повышения профессионального творческого потенциала наставника и наставляемого через реализацию актуальных педагогических задач работы со студентами.
Союз в практике наставничества имеет свою уникальность, которая заключается в выстраивании взаимоотношений двух педагогов и оказания взаимопомощи в процессе работы со студентами. На кафедре Дошкольного образования образован такой союз, где наставник - Скударнова Ольга Юрьевна, наставляемый – Матвеева Анастасия Николаевна. Данный тандем осуществляет свою работу на протяжении двух лет.
Совместная деятельность педагога-наставника и начинающего специалиста реализуется посредством различных форм работы : используется «мозговой штурм», включающий в себя разработку, подготовку и проведение различных мероприятий, например, педагоги организовали мастер-класс по освоению интерактивных сервисов Joyteka и Wizer для преподавателей колледжа.
Повышение педагогического мастерства происходит через взаимное посещение открытых занятий, оказание практической помощи по планированию и проведению занятий, в том числе предварительной работе с конспектами уроков и анализ проведённых уроков. Организация мастер-классов, индивидуальное консультирование, трансляция опыта наставника с целью передачи его молодому специалисту.
По мере необходимости проходят встречи наставника и наставляемого в свободное от занятий время. Наставник отвечает на вопросы наставляемого, делится наработками, идеями проведения занятий, методической литературой. Параллельно наставник выслушивает проблемы наставляемого и дает советы, исходя из опыта, что сделать и какие мероприятия провести.
Наставник координирует участие наставляемого в различных мероприятиях, оказывает консультационную помощь при подготовке к открытым урокам. Также имеет место виртуальное наставничество : зачастую используются в общении мессенджеры, социальные сети и электронная почта, обучаются в формате онлайн на вебинарах, семинарах, принимают участие в конференциях, где обмениваются опытом и осмысливают свои профессиональные проблемы. Так, например, педагоги совместно приняли участие в «Ярмарке педагогических идей» на базе ЧТОТИБ в 2023 году и представили мастер-класс по работе с сервисом Joyteka. Приняли участие в Спартакиаде педагогов СПО. Принимали участие в качестве экспертов-наставников в чемпионате «Профессионалы» в компетенции Дошкольное воспитание. Кроме этого, педагоги принимают активное участие в мероприятиях колледжа.
Деятельность наставника в работе с молодым педагогом считается эффективной, если молодой педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности; проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства тревоги и неуверенности; показатели качества воспитательно-образовательного процесса находятся на базовом уровне 2 .
Благодаря своему наставнику Анастасия Николаевна активно включилась в процесс работы колледжа. Является успешным классным руководителем, организует с группой внеклассные мероприятия. Молодой специалист уже является руководителем курсов переподготовки по компетенции Дошкольное образование, педагогом-наставником в педагогическом классе. Стала руководителем педагогической практики по специальности Дошкольное образование. Принимает участие в работе приемной кампании. Как результат в конце 2022-2023 учебного года Анастасия Николаевна прошла аттестацию на первую квалификационную категорию.
Перед молодым, начинающим педагогом – бесконечная дорога к саморазвитию, постижению профессии. И по этой дороге он может идти в одиночестве, пытаясь найти ответы на многие вопросы, решать большие и маленькие проблемы, учиться на своих ошибках. А может пройти по этому пути рука об руку с верным помощником, другом, единомышленником. Вместе искать ответы на вопросы, преодолевать трудности, учиться на своих ошибках, но всегда иметь возможность обратиться за помощью, а самое главное – двигаться вперед, развиваться, расти, становиться профессионалом.
Список литературы:
1. Вашукевич, О. Н. Наставничество как эффективная форма обучения / О. Н. Вашукевич. – Текст : электронный // Академия педагогических проектов Российской Федерации URL
2. Замфир, М. Ю. Наставничество как условие становления молодого специалиста / М. Ю. Замфир. - Текст : электронный // Педагогическое мастерство : материалы L Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). - Казань : Молодой ученый, 2023. - С. 22-29. - URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/491/17994/ ( дата обращения: 18.09.2023).
3. Москвичёва, Г. Т. Какими навыками должен обладать наставник / Г. Т. Москвичёва. - Молодой ученый. - 2022. - № 43 (438). - С. 334–336.