Анна Сердакова
Традиции народов России для детей старшего дошкольного возраста
Мероприятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
по теме «Путешествие по многонациональной России»
Сердакова Анна Степановна
воспитатель
МДОУ «Детский сад №55»
г. Ярославль, 2020 год
Пояснительная записка
Публикация «Традиции народов России для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании детей как инструменте и принципе образовательной политики. Проблема воспитания патриотизма, толерантности в отношениях между нациями и народностями нашей страны на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.
Период дошкольного детства - самый ответственный период, поскольку определяются основы гражданственности, нравственности, духовности.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.
Необходимо расширять представления детей о своей стране – России, знакомить детей с многонациональной культурой народов России, стимулировать интерес детей к событиям, происходящим в стране.
Я провела опрос среди детей старшей дошкольной группы и определила низкий уровень знаний о народах России, их традициях. Дети не смогли назвать национальности людей, проживающих в нашей стране.
В рамках темы «Традиции народов России» мною были разработаны конспекты трех занятий:
1. Конспект занятия по познавательному развитию «Наша многонациональная страна», в рамках которого дети знакомятся с понятием «национальность», «культура народа», «традиция»;
2. Конспект комбинированного занятия «Путешествие по многонациональной России», представленный ниже;
3. Конспект интегрированного занятия «Туристическое агентство «Путешествие по России»
Проведенные занятия заинтересовали детей. Появился выраженный интерес к народам России, дети в сюжетно-ролевой игре стали чаще использовать кукол разных национальностей, предложили проведение развлекательного мероприятия в рамках данной темы.
Представленный ниже конспект мероприятия с детьми предполагает форму занятия по познавательному развитию с включением подвижной игровой деятельности. Информация о разных народах подается словесно наглядно, посредством мультимедийной презентации. Все это позволяет детям «окунуться» в культуру народов, познакомиться с интересными народными играми.
Методическая разработка мероприятия с детьми
на тему: «Путешествие по многонациональной России»
Предполагаемый возраст детей : 5-6 лет, подготовительная группа
Тип занятия: комбинированное
Форма: занятие-путешествие с подвижной игровой деятельностью
Взрослая цель: формирование интереса детей к национальностям России
Детская цель: путешествие по России с целью знакомства с разными народами.
Задачи:
1. Обучающие: познакомить детей с народами, проживающими на территории России, дать представление о национальной одежде, жилищах, традициях народов России.
2. Воспитательные: воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
3. Развивающие: развивать умение составлять план-схему своих действий, развивать умение классифицировать информацию, продолжать развивать умение играть в игру по правилам.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, магнитная доска, материал для магнитной доски (Приложение 1, материал по подвижным играм (Приложение 2)
Предварительная работа: детям предварительно необходимо дать понятия «национальность», «культура», «традиция»; показ карты России.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ход мероприятия:
Этап время Педагогический инструментарий Содержание пед. взаимодействия Прогнозируемый результат
Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационный 2 мин Педагог приглашает ребят встать в круг.
Педагог: Я приглашаю вас, друзья, в путешествие по стране!
Уверена, будет интересно и вам, и мне!
Много народов в России живёт,
И каждый народ свои традиции несёт.
Мы сегодня в народные игры поиграем,
И вместе много нового узнаем.
Готовы отправляться в путешествие? (Слайд 1) Встают в круг. Отвечают на вопрос педагога. Вовлечение детей в образовательную деятельность, позитивный настрой детей
2. Мотивационный этап 5 мин Беседа
Беседа
Демонстрация слайда презентации
Постановка задания
Педагог: Ребята, а какие вы знаете национальности, кроме русских?
Педагог: Россия - многонациональная страна. В ней живут русские, татары, чеченцы, чуваши, казахи, удмурты и другие народы. (Слайд 2)
И у каждого народа свои традиции, свои национальные праздники, своя национальная одежда, своя национальная еда, свои национальные игры. Всё это - богатство народа, общая культура России (Слайд 3)
Педагог: На экране вы видите представителей трех национальностей нашей страны, они приглашают вас в гости, поиграть. Прочитайте, пожалуйста, кто умеет, названия национальностей. (Слайд 4)
Педагог: Я предлагаю вам подойти к магнитной доске : составьте, пожалуйста, план- схему, по которому будет наше сегодняшнее путешествие: здесь есть обозначения народов с названиями и стрелки.
Дети отвечают на вопрос.
Слушают педагога, смотрят на экран.
Дети находят на экране людей разных национальностей.
Дети читают названия национальностей.
Составляют план-схему путешествия.
Интерес детей к теме многонациональности России, поликультурности страны
3. Этап появления новых знаний (в процессе подвижной игровой деятельности) 20 мин
Демонстрация слайдов экрана с сопровождающим рассказом о национальности.
Знакомство детей с правилами игры.
Демонстрация слайдов экрана с сопровождающим рассказом о национальности.
Знакомство детей с правилами игры
Демонстрация слайдов экрана с сопровождающим рассказом о национальности.
Знакомство детей с правилами игры
Педагог: А теперь в путь! Давайте посмотрим на ваш план-схему: с какого народа начинаем?
Далее, на этом этапе, педагог следует по плану-схеме детей – выбирает на слайде соответствующие иконки с представителями национальностей (нажимает на иконку, на слайде закреплены гиперссылки, предлагает посмотреть на экране национальные особенности. После знакомства с каждым народом дети играют в народную игру под руководством педагога. Слайд 4)
ТАТАРЫ (Слайд 5,6)
Педагог: В основном татары проживают в республике Татарстан. Национальная одежда татар – кулмэк (рубаха-платье, шаровары, головной убор – тюбетейка. Сладости – чак-чак, баурсак, пахлава. Любимый праздник – Сабантуй, связанный с весенним окончанием посадок. В доме, где растут девочки, стоят красные и зеленые сундуки, в которых копят приданое на свадьбу.
Татары очень гостеприимны: даже если они в ссоре с гостем, все равно подадут ему угощения.
Игра «Продаём горшки» (Приложение 2 №1)
УДМУРТЫ (Слайд 7,8)
Проживают в Удмуртской республике.
Национальная одежда: у женщин – рубаха, халат с рукавами с разрезами, пояс; у мужчин – косоворотка, синие штаны. Головной убор – чалма.
Удмуртский дед мороз – Тол Бабай. Женщины любят украшения – бусы, браслеты, серьги, монеты.
Национальные блюда: табани – лепешки, похожие на блины; пельмени, перепечи – открытые пирожки.
Игра «Догонялки» (Приложение 2 №2)
ЯКУТЫ (Слайд 9,10)
Проживают в Сибири.
Жилище якута – юрта. Национальная одежда: верхняя одежда из шкуры оленя, обувь – унты; одежда украшается вышивкой из бисера.
Якуты кушают конину, говядину, оленину.
Кумыс – кисломолочный напиток из молока кобылы.
Игра «Льдинки, ветер и мороз» Дети смотрят на магнитной доске на план-схему, отвечают на вопрос.
Слушают педагога, смотрят на экран, задают вопросы.
Играют в игру с педагогом.
Слушают педагога, смотрят на экран, задают вопросы.
Играют в игру с педагогом.
Слушают педагога, смотрят на экран, задают вопросы.
Играют в игру с педагогом. Дети вовлечены в образовательный процесс, интересуются новыми знаниями, уточняют интересный материал.
Формирование регулятивных УУД – умение планировать последующую деятельность.
Дети активно играют в народные игры, запоминают их правила.
4. Этап закрепления полученных знаний 3 мин
Беседа
Интерактивная игра на экране Педагог: Замечательное путешествие мы совершили, вам понравилось?
Педагог: предлагаю, ребята, поиграть в игру на экране.
Вам будут предложены иллюстрации национальных блюд, костюмов. Нужно определить, к какому народу это относится : к татарам, к удмуртам или к якутам (Слайд 11) Отвечают на вопрос педагога
Играют в интерактивную игру «Угадай, чьё»
Дети демонстрируют полученные знания в интерактивной игре
5. Рефлексия 2 мин Вопрос
Постановка задания Педагог: Где вы сегодня побывали? С какими народами познакомились? Какая подвижная игра больше всего запомнилась? В какую игру было сложно играть? Какой народ вам показался интереснее других?
Педагог: на следующем занятии мы продолжим знакомиться с культурным наследием многонациональной России, поиграем в народные игры. (Слайд 8) А я хочу попросить вас узнать у родителей, есть ли у вас родственники не русской национальности. Если есть, то пусть мамы и папы расскажут вам о них. До новых встреч! Дети пробуют анализировать свою деятельность на протяжении занятия, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Формирование предпосылок коммуникативных УУД – высказывание своего мнения