Папки-передвижки

Тренинг для родителей «В царстве упрямства и капризов»

Юля Свистельникова
Тренинг для родителей «В царстве упрямства и капризов»

Цель: определение приемов взаимодействия с ребенком, во время кризиса 3-х лет, способствующих его оптимальному развитию.

Материал: доска, листы бумаги, авторучки, бейджики, цветная бумага по количеству участников, памятка, рекомендации психолога.

Предполагаемый результат: осознать, что ни взрослые, ни дети не могут всегда быть «идеальными». Они не должны испытывать чувство вины за те ситуации, когда не справляются с ребенком, теряют терпение, раздражаются или их охватывает отчаяние.

Ход практикума:

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время, чтобы поговорить на заданную тему.

Публикация «Тренинг для родителей „В царстве упрямства и капризов“» размещена в разделах

Родители сидят за столами, разбившись на группы. Ведущий предлагает им изготовить визитку из цветной бумаги. Цвет выбирается участником по желанию. Используемые цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный. Ведущий задает вопрос: как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались и вы при этой форме обращения чувствовали себя комфортно?», а участники пишут либо имя, либо имя, отчество, либо уменьшительно-ласкательное имя. Изготовленные визитки прикрепляются к одежде.

Цель: оценить эмоциональное состояние участников в начале занятия, отметить степень готовности к сотрудничеству при помощи цветной методики А. Лутошкина.

Критерии оценки:

а) красный - восторженное настроение;

б) желтый – светлое, приятное;

в) оранжевое – радостное;

г) зеленый – спокойное;

д) фиолетовый – тревожное, напряженное;

е) черное – уныние, полное разочарование, упадок сил.

Родители должны представится и по желанию объяснить другим идею (замысел) своей визитки или почему выбрано именно такое обращение.

Упражнение: «Что в имени моем»

Цель: определение особенностей детей раннего возраста; выделение качеств личности, необходимых взрослому для успешного воспитания ребенка раннего возраста.

Участникам предлагается написать на листе бумаги расшифровку слов-понятий «родитель», «ребенок», используя слова, начинающиеся на определенную букву и обозначающие качество, характеристику, особенность ребенка. Например: Р — решительный, О — ответственный и т. д.

Начиная с буквы «Р», участники последовательно называют слова, обозначающие черты характера родителей — решительный, редкий, радостный и т. д. Ведущий предлагает участникам обсудить перечисленные характеристики, выделить качества и свойства характера, подходящие для выстраивания эффективного взаимодействия с ребенком раннего возраста. По аналогии проводится работа с понятием «ребенок». При этом предлагается перечислить качества личности, характерные для малышей.

Самостоятельная индивидуальная работа родителей

Цель: выделение новообразований, характерных для раннего возраста, определение перспектив развития.

Ведущий предлагает участникам заполнить таблицу

В моем ребенке меня радует В моем ребенке меня огорчает Каким я хочу видеть

своего ребенка в

будущем

Родители работают самостоятельно, затем обмениваются мнениями со всей группой. В ходе обсуждения ведущий заполняет первую и вторую колонки таблицы на доске, предлагает выделить сходные достижения и проблемы в развитии, в поведении детей. Таким образом, формируется характеристика возраста.

Лекция: родители стремятся получить удовольствие от общения с ребенком, но иногда он демонстрирует трудно переносимое или непонятное поведение, что особенно характерно для «кризиса 3-х лет».

Дело в том, что у ребенка «кризис 3-х лет» - первое настоящее испытание терпеливости взрослых. Именно в этот период некоторые, присущие и ранее малышу, конфликтность, капризность и упрямство усиливаются настолько, что пропустить наступление критического возраста практически не возможно. Как всегда, когда речь заходит о ступенях развития, возрастные рамки кризиса весьма условны: он может начаться и 2,5 года, и в 3,5, а закончится около 4-х лет или в 3,5 года.

Продолжительность его в большей степени зависит от вашего умения и желания подстроится под изменившиеся способности и желания ребенка. При наихудшем стечении обстоятельств кризис может длится до года, с ярким проявлением самых негативных его особенностей. При этом от того, как ребенок переживает этот первый серьезный кризис, как вы будете помогать (или мешать) ему приобретать новые навыки, напрямую зависит характер ребенка, который окончательно формируется к 3-м годам.

Кризис 3-х лет – это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделится от матери, научится делать самому и как – то решать свои проблемы. Потому ребенок проявляет свои отрицательные эмоции к матери так как он к ней больше всего испытывает привязанности.

Кризис 3-х лет называют «семизвездием симптомов» :

• Негативизм

Упрямство

• Строптивость

• Своеволие

• Обесценивание

• Протест – бунт

• Деспотизм

Подобные «симптомы» кризиса являются признаками позитивных изменений личности ребенка, необходимых для его полноценного развития. А негативными их делают в большей степени отношение взрослых к ним.

Под негативизмом понимается стремление сделать наоборот. Направлен он на взрослого и не имеет никого отношения к желаниям ребенка. Противоречие исходит лишь из желания делать не так, как говорят взрослые, даже если ребенок только что сам хотел это сделать. Это форма протеста иногда приводит к таким крайностям, как отказ от своих конфет или не желание гулять с лучшим другом, только по той причине, что это предложение исходит от взрослого. Он действует так потому, что пока еще не умеет отстаивать собственное «Я» другими способами. Часто вспышки негативизма мы провоцируют сами, отдавая приказы, крича, требуя беспрекословного подчинения и не проявляя элементарной заинтересованности в достижениях маленького капризули.

Лучший способ избежать или хотя бы уменьшить проявление этой черты – дать ребенку возможность делать то, что он хочет. В пределах разумного, конечно. Если задуманное удается, ребенок почувствует себя более уверенным и получит заряд положительных эмоций. Если не удастся – это будет ему уроком, который он усвоит надолго.

Упрямство отличается от негативизма тем, что ребенком в этом случае движет стремление отстоять свою точку зрения. Он будет упорно двигаться к цели, пока не почувствуют, что с его мнением считаются. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Это поведение свидетельствует о развитии такой положительной черты, как умение отстаивать свое мнение.

Ситуации с проявлением упрямства легко сглаживать, научив ребенка находить компромиссы и проявив, со своей стороны, уважение к мнению другого, достаточную гибкость и долю здорового упрямства.

Строптивость, в отличии от негативизма, безлична – она направлена против норм и привычного образа жизни. А от упрямства отличается «глобальностью». Частые приступы строптивости встречают естественный отпор уверенного в своей правоте взрослого и поэтому сопровождаются истериками и капризами. Девочки капризничают чаще мальчиков. В этом возрасте истерики уже меньше связаны с переутомлением и больше являются инструментом манипуляции взрослого.

Здесь по возможности следует на время отступить и предоставить ребенку возможность обдумать смысл того действа, которого ждет от него взрослый. Эффективнее будет, если при этом ребенку отказывают в получении чего-то желаемого, пока он не сделает то, что необходимо (не пойдешь гулять, не соберет игрушки). Соответственно, избежать протеста можно, заранее предоставив приятную перспективу (Мы сейчас уберем игрушки, а потом пойдем кататься с горки).

Во время истерики не следует говорить с ребенком – он не услышит. К разным детям необходим различный подход для успокоения: одним требуется полное игнорирование, другим помогает, когда их «жалеют», третьих легко отвлечь. Но в любом случае необходимо проявить твердость и всем видом излучать уверенность и спокойствие.

Проявление своеволия, как правило, сопутствует фраза: «Я сам!» Малыш настойчиво требует, чтобы ему предоставили право самому завязывать шапку, застегивать молнию, нести из магазина пакет с покупками, вырезать картинки… Он категорически не желает идти за ручку, с раздражением отказывается от любой помощи.

Вспомните, что главной заслугой периода кризиса 3-х лет является появление собственного «Я». Отстоять его возможно, лишь проявив самостоятельность, доказывая этим и себе, и окружающим свою «взрослость».

Конечно часто дети пытаются проявить самостоятельность быть самостоятельными там, где их сил еще недостаточно. Но как они узнают об этом, если никогда не попробуют? Слишком долго они принимали все на веру. Если вы поведете себя адекватно ситуации, в пределах разумного разрешать ребенку проявить самостоятельность, скоро он удовлетворится в своих возможностях, научится оценивать их и будет доверять вам еще больше, чем прежде.

Энергию своеволия легко направить в «мирное» русло, используя ролевые игры и предоставив ребенку определенную свободу действий в быту. Но во избежание неприятностей, территория приложения самостоятельности должна быть максимально безопасной. Кроме того необходимо установить четкие запреты, касающиеся жизни и здоровья (нельзя зажигать плитку, включать электроприборы, открывать горячую воду и пр.). имея дело с проявлением своеволия, важно не переусердствовать с либерализмом и вовремя пересекать демонстративное поведение

При обесценивании ребенок отказывается от всего, что было ему интересно и любо раньше. Забросив любимого мишку или порвав любимую книгу, ребенок отказывается, что больше не нуждается в том, что ему нравится, когда он был «маленьким».

В этом случае не стоит настаивать на прежних занятиях. Пусть малыш сам выбирает себе занятия и игрушки. Помочь ему можно, не навязчиво предлагая новые игры и развлечения, каждый раз подчеркивая, что малыш вырос и теперь уже с ним можно играть по-новому.

Тяжело дается протест – бунт, который проявляется в повышенной тревожности ребенка. Он напрямую связан с обесцениванием, но направлен уже не на игрушки, а на окружающих, причем только взрослых. В общении с людьми, которые ухаживают за ним, такой бунтарь постоянно провоцирует ссоры, обзывается, говорит «плохие слова». Он намерено делает то, что запрещено, с единственной целью – вызвать возмущение окружающих, заставить их проявить сильные эмоции.

Ребенок может делать это чтобы привлечь к себе внимание или чтобы доказать свою силу и даже превосходство над взрослым.

Если в этот момент в порыве опустится до уровня трехлетки, он поймет, что способен играть чувствами других людей. И получив удовольствие от такой игры, будет пробовать новые способы воздействия. Только сдержанность и терпение могут остановить этот способ самоутверждения.

Деспотичный ребенок диктует окружающим правила поведения и требует от них «послушания». Он не просто настаивает, а указывает, кому с ним играть, чем его кормить, кому где сидеть, пытается запрещать что-то делать. Если при этом он не единственный ребенок в семье, то энергия направляется на других детей, принимая извращенную форму ревности.

Для преодоления этой неприятной черты взрослым бывает достаточно, проявив чувство собственного достоинства, сказать твердое «нет» и объяснить, что каждый в праве решать сам за себя. В случае когда взрослые поддаются на манипуляции, в ребенке развивается авторитарные черты характера. И в то же время не самый лучший пример поведения показывает взрослый, сам проявляя упрямство.

Вообще, представляются, что деспотичными детей делают завышенные требования, усиленный контроль и недостаток внимания.

Работа в малых группах

Цель: обобщение опыта родителей.

Ведущий обращает внимание родителей на те особенности, которые вызывают трудности при взаимодействии с ребенком (обращаемся к таблице). Участникам предлагается разделиться на подгруппы и в течение 10 минут методом «мозгового штурма» подбирать приемы, способствующие решению какой – либо одной проблемы, возникающей при общении с малышом. Представители подгрупп зачитывают свои идеи для всех участников. Проводится заключительное обсуждение предложенных «рецептов».

Ведущий может обобщить приемы:

— Сократить количество запретов (нельзя делать только то, что опасно для жизни).

— Предоставить ребенку максимальное количество возможностей для выбора в тех ситуациях, которые для взрослого не имеют особого значения: «Ты будешь кашу или пюре?»

— Использовать прием переключения внимания.

— Принимать ребенка таким, каков он есть.

Ведущий обращает внимание родителей на третью колонку таблицы («Каким я хочу видеть своего ребенка в будущем») и предлагает выделить два-три качества, необходимые взрослому для успешного взаимодействия с ребенком во время «кризиса трех лет», для формирования качеств, которые родители отметили как желательные.

Упражнение: «Закончи предложение»

Цель: развитие рефлексии, закрепление материала занятия.

Ведущий предлагает продолжить предложение: Сегодня я узнала. вспомнила., уточнила., открыла.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «В царстве лекарственных растений» Хакунова Светлана Алиевна. г. Майкоп. МБДОУ №16. Мы живем в мире разнообразных растений. Среди "зеленых спутников" человека, сопровождающих.

Мини-тренинг для родителей «У хороших родителей — счастливые дети» Мини-тренинг для родителей «У хороших родителей – счастливые дети» Цель: формирование эмоционально-ценностной линии развития в детско-родительских.

Речевой тренинг для родителей Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно. / А. Н. Толстой / Важнейшим условием для овладения.

Тренинг для родителей «Психологическая безопасность дошкольников» ПРИЛОЖЕНИЯ Семинар-практикум с элементами тренинга «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» (для родителей) Цель: 1. Повышение уровня.

Тренинг для родителей «Азбука общения» Тренинг для родителей «Азбука общения» Цель: способствовать преодолению родителями трудностей в общении и взаимодействии с детьми. Задачи:.

Тренинг для родителей дошкольных групп «Особые дети» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 89 «Крепыш» ТРЕНИНГ для родителей групп «Особые.

Тренинг для родителей «Простить нельзя наказывать?» Тренинг для родителей «Простить нельзя наказывать?» Оборудование: бейджики со скотчем, фломастеры, конверт отношений, картон 4 цветов (желтый,.

Тренинг для родителей «Родители и дети в общении» «РОДИТЕЛИ И ДЕТИ В ОБЩЕНИИ!» Задачи: расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений. Цели: 1. адекватное.

Тренинг по изодеятельности для родителей «Художники с пеленок» МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» Художники с пелёнок Тренинг по изодеятельности (Для родителей,.

Тренинг для родителей «Повышение самоуважения у детей» Тренинг для родителей «Повышение самоуважения у детей» Цель:- знакомство с концепцией эффективного и неэффективного одобрения, понятием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для родителей «В царстве упрямства и капризов»
Опубликовано: 30 сентября 2018 в 14:09
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для родителей «В царстве упрямства и капризов»» (включая файлы) размещена пользователем Юля Свистельникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД