Лучший педагог года

Волонтерство: мотивационно-психологический аспект

Юлия Крымова
Волонтерство: мотивационно-психологический аспект

Волонтерство : мотивационно-психологический аспект

С ростом качества и продолжительности жизни в последние десятилетия стали развиваться различные волонтерские движения. У людей появилось больше свободного времени и финансовых возможностей помогать другим. Однако многие исследователи этого социального явления приходят к выводам, что зачатки добровольной помощи нуждающимся зародились вместе с появлением социума [3].

Публикация «Волонтерство: мотивационно-психологический аспект» размещена в разделах

Во всех доисторических обществах взаимопомощь и выручка были залогом выживания. Совместная охота, собирание, ведение быта и воспитание детей были самым обычным явлением. Под влиянием такого процесса как урбанизация, взаимопомощь и взаимовыручка стали терять свою актуальность. В некоторые периоды развития человеческого общества добровольческая деятельность и вовсе была смертельно опасной. Например, подпольные партизанские движения и отряды во время мировых и гражданских воин. Но если изначально мотивом для добровольной помощи был инстинкт самосохранения, то в современном мире основной причиной развития данного явления стали самореализация и эмпатия.

Исследователи мотивации (А. Маслоу, В. Франкл и др.) определяют мотивы в качестве побудителей деятельности человека, того или иного поведения [1; 6]. В их основе лежат потребности, по характеру которых можно различать виды мотивации. Среди потребностей: физиологические (биологические, потребности в безопасности, личностной принадлежности, признании, самовыражении. В более общем плане можно определить потребности: биологические, личностные, духовные. С точки зрения гуманистических концепций развития личности, выделяются направленности личности, а в соответствии с ними – типы мотивов :

• инфантильно-гедонистические;

• эгоистически утилитарные;

• псевдоальтруистические;

• альтруистические.

Мотивация может быть как внешней (деньги, карьера, получение прибыли и пр., так и внутренней (мечты, стремления, личностный рост и пр.). Внутренняя мотивация — это то, почему человек вкладывает свои усилия, почему он действует изо дня в день, стремясь сделать свою жизнь и жизни других людей иначе, лучше. Внутренняя мотивация – это энергетическое «топливо», которое поддерживает человека, не позволяет ему сдаться, когда приходится преодолевать трудности, неудачи, барьеры. К внутренней мотивации относят :

• мечты и стремление к самореализации;

• стремление к творчеству;

• самоутверждение, востребованность;

• убежденность;

• любопытство, стремление постичь новое, необычное;

• личностный рост как желание меняться к лучшему;

• потребность общения.

В соответствии с современными представлениями о мотивации психологи выделяют несколько направленностей волонтерского движения у разных социальных и возрастных групп [8]. Так, для молодежи мотивом является реализация потребности в общении и расширении коммуникативных связей. Такие группы волонтеров чаще выбирают участие в массовых городских, областных и международных мероприятиях.

Для людей среднего возраста – важным фактором, побуждающим к волонтерству, является самореализация. Они не только используют свои профессиональные знания, но и получают возможность расширить их. А пожилых людей побуждает к деятельности желание проявлять заботу, сострадание и милосердие. Это обусловлено потребностью делиться своим жизненным опытом, мудростью с окружающими.

В последнее время все большее количество добровольческих движений имеют четкую профессиональную направленность [3]. Данная категория людей, чаще всего студенческой молодежи, выбирает то направление волонтерства, которое непосредственно связанно с их будущей профессией. Таким образом, будущие специалисты имеют возможность не только принести пользу обществу, но и узнать свою профессию изнутри. Например, студенты-медики работают в хосписах и домах престарелых сиделками, в бригадах выездных пунктов скорой медицинской помощи для бездомных. А студенты педагогических вузов организуют волонтерские движения, работающие с беспризорниками, детьми из неблагополучных семей, с ребятами в онкологических центрах и т. д.

Более общими, глобальными можно отметить такие мотивы как неравнодушное отношение к происходящему в мире, стремление сделать мир лучше и справедливее, потребность чувствовать себя членом группы, желание реализовать себя и свои инициативы и т. п. Психологи приходят к выводам, что чем образованнее человек и его окружение, тем охотнее он вступает в ряды волонтеров. Если анализировать явление волонтерства с точки зрения личностного развития, то мы можем определить три основных этапа выбора добровольческой деятельности. Первый этап – определение мотива, за которым последует человек, второй – это выбор конкретной деятельности. И планирование результатов – как третий, завершающий этап. Отметим, что все это характерно для прагматической группы мотивов [7].

Однако в истории развития человечества есть множество примеров формирования волонтерских движений на базе эмоций. Это более кратковременные и менее организованные образования, где подвиг каждого спасает жизни тысяч человек. Мы говорим о добровольческих отрядах времен гражданских и мировых воин. Интересен тот факт, что во многих словарях стран мира, слово «волонтер» трактуется как добровольно поступивший на военную службу. Это справедливо и для Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [2]. Мы считаем, это очень показательно. И в мирное время, и в переломные моменты существования человечества каждый волонтер сражается за сохранение мира, человечества, за самосохранение.

Именно эмоции оказываются в основе волонтерской деятельности в таких возрастных группах как школьники и дошкольники. Если взрослым – родителям, педагогам – удается пробудить у детей эмоции сочувствия, сострадания, радости от общения и совместной благородной деятельности с близкими людьми, дети охотно включаются. Стихийное зарождение волонтерских движений в среде детей, особенно дошкольников, маловероятно, поэтому так велика роль взрослого.

Следовательно, нам – педагогам – необходимо искать специальные средства, методы и формы волонтерской деятельности, в которые мы могли бы вовлекать подрастающее поколение. И тут на выручку нам приходит опыт наших предков. Они обучали детей через личный пример и совместную деятельность. И главным союзником для педагога также является семья. Именно работа с семьей, дает возможность привлекать к волонтерской деятельности дошкольников в детском саду школьников в разнообразной внешкольной деятельности. Чем эффективнее, масштабнее современные образовательные учреждения смогут вовлекать семьи своих воспитанников в волонтерскую деятельность, тем более отзывчивыми, добрыми, заботливыми и неравнодушными будут расти наши дети.

Литература

1. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 1999.

2. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. М. : ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. С. 94.

3. Основы социальной работы / Под. ред. П. Д. Павленок. М. : ИНФРА-М, 1999. С. 27-30.

4. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров /О. Д. Соколова // Вологда : Изд. центр ВИРО, 2006.

5. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. д. п. н. проф. Н. Ф. Басова. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1991.

7. Циткилов П. Я. Информационно-методические материалы по организации работы с волонтерами // Социальная работа. – 2007. – № 5. – С. 58-60.

8. Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. Пособие для студентов вузов. Ростов н/Д. : Феникс, 2006.

Публикации по теме:

Детское волонтерство как средство взаимодействия детей разного возраста в круглосуточной группе детского сада Детское волонтерство- явление незнакомое для российского общества. В нашем понимании дети - та часть общества, которая сама нуждается в.

Духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. «Мир окружающий ребенка – это, прежде всего мир Природы.

Психологический уголок в группеПсихологический уголок в группе Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают.

Проект на тему «Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности» Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А.

Психологический практикум «Педагогические ситуации» Цель: повышение уровня психолого-педагогической эффективности педагогов в решении педагогических ситуаций. Задачи: -мотивация деятельности.

Психологический практикум «Вместе мы сила» Цель: Сплочение коллектива. Укрепление ситуации успешности. Задачи: 1. Повысить самооценку и уверенность. 2. Снять эмоциональное напряжение.

Психологический тренинг для педагогов «Я + ты = мы» Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи: - формирование благоприятного психологического климата.

Презентация «Теоретический аспект современных требований ФГОС ДО к Рппс детского сада» Нормативно - правовой базой организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствие с федеральным государственным образовательным.

Волонтерство учителя-логопеда как профессиональная деятельность Моя волонтерская деятельность можно так сказать, началась ещё в детстве. Родители, часто брали меня с собой, посещая местный дом престарелых.

Волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников «Тот, кто ничего не делает для других –ничего не делает для себя» Гете Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Волонтерство: мотивационно-психологический аспект
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 00:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Волонтерство: мотивационно-психологический аспект» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Крымова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД