Марина Крутых
Сценарий экологической викторины «Эколята — друзья и защитники природы!»
Цель: воспитание экологической культуры, бережного, нравственно-эмоционального отношения к природе, обобщить знания детей об окружающем мире.
Задачи:
1) Развивать познавательный интерес к миру природы.
2) Закрепить знания об окружающем мире.
3) Учить правилам поведения на природе.
4) Развивать логическое мышление, память, воображение, сообразительность, быстроту реакции, умение действовать по команде.
Публикация «Сценарий экологической викторины „Эколята — друзья и защитники природы!“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Сценарии
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Сценарии
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
Материалы: плакаты «Правила поведения в лесу», «Бережное отношение к природе», эмблемы для каждого члена команды «Эколята», корзинки для бытовых отходов (для бумаги, пластика, резины, бытовые отходы (бумага, картон, упаковка от конфет, пластиковые бутылки, сломанные игрушки и куклы, и т. д., карточки с загадками, картинки с изображениями растений и животных, картинки-иллюстрации к игре «Верно-неверно», изображения Эколят-защитников природы, иллюстрации деревьев и листьев к игре «С какого дерева листок?»
Актуальность: сегодня как никогда актуальна тема экологического воспитания дошкольников, так как в современном мире мы находимся на пороге экологической катастрофы, и даже привычный уклад жизни, наше будущее находится под угрозой. Поэтому, несомненно, экологическое воспитание и образование являются актуальными проблемами человечества. Развивать экологическую культуру, разумное отношение к природе нужно с самого раннего возраста. В процессе соревновательно- игровой деятельности совершенствуются основы экологического воспитания.
Предварительная работа: беседы «Лес и его обитатели», «Растения леса», «Лиственные и хвойные деревья», «Что такое экология», просмотр презентации «Эколята-защитники природы», заучивание пословиц, закличек и загадок о природе, разыгрывание ситуации «Мы по лесу гуляли…», составление правил поведения в лесу, чтение рассказов и стихотворений о природе.
Ход мероприятия:
Дошкольники делятся на две команды, путем голосования выбираются капитаны команд.
Ведущий:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа :
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит солнце – доброте.
Учит снег нас чистоте.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Ребята, сегодня, как никогда природа нуждается в нашей защите, в бережном отношении. А помочь нам узнать о природе больше, подружиться с ней смогут дружные Эколята – защитники природы (демонстрация изображений Эколят). Эколята – это сказочные герои, придуманные детским писателем Владимиром Валентиновичем Зотовым. Эколята- это маленькие желуди, родившиеся в лесу. Они знают о нем почти все, заботятся о природе и лесных обитателях. У них много друзей. И конечно, как и все дети, они любят пошалить. И сегодня с вами тоже отправимся в лес, а наши друзья Эколята помогут нам вспомнить правила поведения в лесу. А закрепить эти правила нам поможет наша экологическая викторина, в которой ваши команды будут участвовать. Но прежде нужно вспомнить правила участников викторины :
Во-первых, вопрос или задание викторины нужно дослушать до конца и только потом отвечать.
Во-вторых, тот, кто первым угадает ответ, должен не выкрикивать, а поднять рук и только потом отвечать.
В-третьих, если никто из участников команды не знает ответа, отвечает вторая команда.
За каждый ответ в конкурсе засчитывается по одному очку, а в конкурсе капитанов за каждый ответ засчитывается по два очка.
Итак, начнем наше состязание.
1-й конкурс «Загадки о природе».
Ведущий: Ребята, сейчас я буду зачитывать загадки для каждой из команд по очереди, вам нужно будет их отгадать, если команда не может ответить на вопрос, прав ответа переходит к команде соперников.
Стоят столбы белые,
На них шапки зелёные,
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят, там и шумят. (Берёзки)
Долгоножка хвалится:
Я ли не красавица?
А всего- то косточка.
Да красненькая кофточка! (Вишня)
Я из крошки — бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог.
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок. (Орех)
Проворная зверюшка
Живёт в дупле-избушке
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок. (Белка)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый гладкий и красивый
С ножкой тонкой и прямой. (Подосиновик)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
– Он поделится медком. (Пчела)
Он всю зиму спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной… (Медведь)
По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком. (Заяц)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери. (Ёж)
2-й конкурс «Угадай, с какого дерева листок».
Команды по очереди подходят к столу, на котором лежат иллюстрации деревьев и листьев с этих деревьев, дошкольникам надо угадать, с какого дерева каждый листок. За каждый правильный ответ присуждается одно очко.
3-й конкурс «Правила поведения в лесу».
Ведущий: А сейчас, ребята мы с вами вспомним правила поведения в лесу. Внимательно посмотрите на наш плакат «Правила поведения в лесу» и вспомните, что в лесу можно делать, а чего нельзя. (Ведущий демонстрирует плакат командам). Каждая команда по очереди называет правила поведения в лесу, та, команда, которая наберет больше очков, побеждает, за каждый ответ присуждается одно очко.
4-й конкурс «Верно-неверно».
Ведущий: Ребята, вы большие молодцы, вы все знаете, как себя нужно вести в лесу, как относится к природе, а теперь давайте проверим вашу наблюдательность и сообразительность. Я буду зачитывать утверждения, а вы угадайте, верно это или нет. За каждый ответ вы получите по одному очку.
Подснежники распускаются летом? (нет)
Когда порезал палец – пригодится подорожник (да)
Голуби осенью улетают на юг (нет)
Место, где пересекаются дороги называется тротуар (нет)
Зимой в лесу можно найти грибы (да)
Крик лошади – это кваканье (нет)
Берёза, дуб и липа – это лиственные деревья? (да)
В неделе семь дней? (да)
Осенью люди собирают урожай? (да)
Летом можно загорать? (да)
Пыльцу с цветов собирают стрекозы? (нет)
Зимой всегда цветут ромашки? (нет)
Лед - это замерзшая вода? (да)
Зайцы линяют зимой и летом? (да)
Зимой всегда идет снег? (да)
Медведь на зиму впадает в спячку? (да)
Физкультминутка «Мы по лугу прогулялись»
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем, (дети шагают на месте)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, (разводят руки в стороны, вперед)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (дети приседают)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали, (встают)
Дружно хлопаем, (дети хлопают в ладоши)
Ногами топаем! (топают ногами)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (дети шагают на месте)
5-й конкурс «Четвертый лишний».
Ведущий: А теперь, ребята, я буду показывать каждой команде по очереди картинки с изображением животных и растений, а вам нужно будет угадать, какая из них лишняя.
Ведущий показывает картинки с изображениями животных и растений сначала одной команде, которая должна их отгадать, затем другой. За каждый ответ присуждается одно очко.
6-й конкурс «Конкурс капитанов. Угадай по описанию».
Капитаны по очереди загадывают друг другу животное, описывая его. За каждый правильный ответ присуждается два очка.
7-й конкурс «Земля-воздух-вода».
Ведущий по очереди просит команды назвать животных, птиц или обитателей морей. За каждый правильный ответ присуждается одно очко. Если команда не может ответить на вопрос, право ответить на вопрос переходит к команде соперников.
Ведущий: Ребята, вы молодцы, все вы бережно и аккуратно относитесь к природе, любите ее и знаете правила поведения на природе. Поэтому все вы достойны звания юных защитников природы. Наша викторина подошла к концу, и вы как юные настоящие защитники природы получаете эмблемы с изображением Эколят.
В конце викторины подсчитываются очки. Члены каждой команды получают эмблемы с изображением Эколят, а команда победитель награждается грамотой за победу в викторине. Дошкольники читают стихотворения о природе :
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.
А. Толстой
***
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
***
Федя бабочку поймал
И божию коровку,
Отпускать он их не стал
И посадил в коробку.
Пришёл домой, про них забыл.
У Феди игр тысячи.
Попробовал бы сам — пожил
Год без воды и пищи.
Откуда взрослые на свете?
Они растут из малышей.
Скорее исправляйтесь, дети —
Остаться злым всего страшней.
***
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала
А. Плещеев