елена петрова
Экспериментирование как способ развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности
Работая с детьми, я всегда стараюсь способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. На занятиях можно использовать доступные предметы и вещества. Занятия привлекают своей простотой и доступностью, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Использую в своей работе и бумагу разной фактуры, и ткани, природный, бросовый материал….Мне вообще всегда нравились нетрадиционные техники изображения, а в настоящее время- время новых технологий, инноваций,тема «Экспериментирование» стала востребованной, «модной», перспективной. Вот и определила направление своей работы как «Экспериментирование», как способ развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности».
Публикация «Экспериментирование как способ развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Во время эксперимента идет процесс обогащения памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, познавательные, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Развивается наблюдательность. Ребенок включается в творческий процесс посредством продуктивных действий. Развивается мелкая моторика. Формируются творческие способности детей в создании выразительных образов с использованием нетрадиционных техник рисования. В процессе обучения задействованы все органы чувств. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Итак, например, экспериментирование с бумагой позволяют детям узнать возможности данного материала, позволяют детям практическим путем убедиться, что бумага бывает различной плотности и различные варианты ее использования. На занятиях экспериментировали с бумагой, обобщали представления о свойствах бумаги: мягкая, жесткая, шуршащая, гладкая, тонкая, прозрачная, анализировали и сравнивали из какой бумаги легче делать рисунок. Рисование на сырой бумаге, на мятой бумаге. После того как дети получают простейшие представления о бумаге и краске переходим к другим материалам.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Работая с детьми я всегда стараюсь способствовать развитию познавательной активности любознательности стремления к самостоятельному познанию и размышлению](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-468831-1650183547.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 На занятиях можно использовать доступные предметы и вещества](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-468831-1650183560.jpg)
Эксперименты детей с различными средствами изобразительной деятельности (клей, контур, восковые карандаши, свеча) обогащают опыт ребенка. Позволяют развивать творческие способности, способствуют развитию формообразующих движений. Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Занятия привлекают своей простотой и доступностью раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-468831-1650183611.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Использую в своей работе и бумагу разной фактуры и ткани природный бросовый материал](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-468831-1650183670.jpg)
Экспериментирование с фоновой заливкой (рисование набрызгом, нитками, расческой.)
Сыпучие материалы. Главное достоинство метода экспериментирования на занятиях по изобразительно деятельности заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных изучаемых материалах, об их взаимодействии с друг другом.
Экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями: смехом, удивлением, радостью, иногда огорчением. Дети сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.
Проведены эксперименты с водой (меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду.) в результате которых дети узнали о ее свойствах, а на занятии по художественному творчеству (рисованию) — рисовали на снегу, разводили мыльный раствор и рисовали мыльными пузырями. В процессе исследования свойств песка, глины, камней и др. – рисовали на камнях.
По экспериментированию с различными материалами для повышения творческого интереса детей. В результате данной работы у детей появился устойчивый интерес к экспериментированию с различными материалами. Сформировались такие качества как, любознательность, расширился словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, к начальным представлениям о физических свойствах жидких и твердых телах. Таким образом, в результате целенаправленной, планомерной, систематической работы дети стали более наблюдательны, научились сравнивать, анализировать, делать выводы, стали более активно участвовать в познавательном общении с взрослыми и сверстниками. Вышепоказанные данные доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет деятельность детского сада в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.