Лучший педагог года

Проблема пробуждения интереса к ознакомлению с художественной литературой дошкольников

Елена Исаченко
Проблема пробуждения интереса к ознакомлению с художественной литературой дошкольников

Одной из насущных проблем современного общества является то, что дети, к сожалению, недостаточно изучают литературные произведения. Немногие родители с раннего возраста знакомят детей со сказками, стихами, потешками. Полагаю, что это происходит от непонимания молодыми родителями важности литературного чтения в воспитании личности ребенка, нехватки времени, а, так же, возможно, и с тем, что родителям молодого поколения, вероятно, так же недостаточно читали в детстве, а, следовательно, не привили к этому интерес. А ведь это один из самых простых способов проявить интерес к литературе у дошкольника.

Публикация «Проблема пробуждения интереса к ознакомлению с художественной литературой дошкольников» размещена в разделах

Личный опыт педагога и матери показывает то, что читать необходимо с рождения: потешки, сказки, а так же петь мелодичные колыбельные. Разумеется, что ребенок в этом возрасте еще не понимает смысла прочитанного и рассказанного ему, но, чтение и пение помогает успокоиться, а также малыш привыкает слышать красивую и грамотную родную речь, что способствует его дальнейшему развитию.

Лев Николаевич Толстой писал: “Я заметил, что дети имеют более охоты читать книги из народа, а именно: сказки, пословицы, сборники песен, легенд, стихов, загадок…”[2]. Педагогический опыт показывает, что данное суждение великого писателя имеет глубочайший смысл. Ведь с раннего возраста ребят так увлекают произведения, созданные народом, именно с этого и следует начинать знакомство ребенка с книгой.

Следует отметить, что дошкольники раннего возраста : до трех лет, иногда и старше, легче воспринимают литературные произведения в стихотворной форме: это и народные потешки, и авторские произведения, в которых уже закладываются основы нравственного воспитания: например, стихи С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, которые учат доброте, культуре поведения в обществе, умению сопереживать чужой беде, пробуждают желание помогать, дружить. Но постепенно необходимо приучать ребенка и слушать, и воспринимать прозу, начиная с народных сказок: «Теремок», «Репка», «Колобок». Очень полезно проигрывать данные произведения с использованием настольного или пальчикового театра. Дети более старшего возраста могут помогать в создании кукол-героев, что полезно для художественно-эстетического развития.

Естественно, что читать детям необходимо именно из книжного издания, ведь, держа в руках книгу, малыш видит перед собой иллюстрации, наглядно представляет происходящее, что еще больше пробуждает его интерес к чтению. Родителям и педагогам стоит вспомнить свое детство, когда так приятно было открывать новую книгу, перелистывать ее страницы с красочными картинками, как будто погружаясь в сказку.

Дошкольники среднего и старшего возраста уже, как правило, хорошо воспринимают прозу, и готовы к ознакомлению с более длинными литературными произведениями, с более извилистым сюжетом и насыщенным смыслом. Ребята очень любят рассказы В. Осеевой, Л. Н. Толстого, которые учат доброте, честности, справедливости. Также большой интерес вызывают произведения В. Драгунского, Н. Носова, Э. Успенского, где героями являются дети дошкольного или раннего школьного возраста. В увлекательном сюжете повествуется об их приключениях, поступках, о которых вывод предстоит сделать читателю. Очень важно для нравственного воспитания, чтобы ребенок самостоятельно сделал вывод о прочитанном. А для развития его речи, важно научить составлять короткий пересказ, в этом помогают иллюстрации, мнемотаблицы, которые можно как напечатать, так и нарисовать вместе с детьми.

Очень важно педагогам группы организовывать консультации для родителей на тему ознакомления детей с художественной литературой, предлагать к выполнению небольшие задания по прочитанным в группе произведениям (например, подготовить иллюстрации к сказкам и т. п.).

При изучении поэтических произведений, важно проводить конкурсы чтецов и литературные гостиные, что способствует также и развитию артистических способностей ребенка, а также памяти и четкого произношения.

Необходимо помнить, что литературные произведения сопровождают детей и педагогов на протяжении всего воспитательно-образовательного процесса, любую непосредственно-образовательную деятельность можно и нужно организовывать с участием сказочных персонажей. Утренники и другие мероприятия для дошкольников всегда проходят по мотивам известных сказок, что также благоприятно сказывается на развитии нравственности и личных качеств ребенка. А знакомясь с русскими народными произведениями, дети также имеют возможность отправиться в увлекательное путешествие к истокам родной культуры.

Книга – важный спутник человека с малых лет и на всю жизнь. В. А. Сухомлинский писал: “Я вижу важнейшую задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательность и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемый источник знаний. Это одна из элементарных закономерностей воспитания». [1]

Следует отметить, что данная проблема, конечно, не открывает нам каких-либо новшеств в педагогике, но напоминает нам о том, что в погоне за прогрессом и инновациями важно не забыть о том, что главным источником знаний, основ нравственности и культуры поведения, для ребенка является книга, поэтому ежедневной задачей для педагогов и родителей должен стать поиск путей и методов привития интереса детей к литературе.

Литература :

1. Сухомлинский В. А. – М: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики).

2. Толстой Л. Н. – М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили. 1996. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики).

Публикации по теме:

Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «День Победы» в подготовительной группе Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой "День Победы" в подготовительной группе. Цель: Вызвать у детей чувство любознательности.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Декабрь Неделя: I Лексическая тема: «Временные представления» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: В. Даль «Старик – годовик».

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе (III часть) Месяц: Март Неделя: I Лексическая тема: «Транспорт» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: С. Михалков «От кареты до ракеты» Цели.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Сентябрь Неделя: I Мониторинг Неделя: II Мониторинг Неделя: III Лексическая тема: «Фрукты» Непрерывная образовательная деятельность.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение детям потешки «Как у нашего кота» Задачи: 1. Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание послушать еще раз. 2. Формировать умение рассказывать потешку вместе.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с художественной литературой З. Александровой «Мой мишка»Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с художественной литературой З. Александровой «Мой мишка» Уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вам фото отчет, о проведенном коррекционно-развивающем занятии на нашем методическом объединении.

Отчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителейОтчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителей Ознакомление с художественной литературой - одна из важных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В результате ознакомления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема пробуждения интереса к ознакомлению с художественной литературой дошкольников
Опубликовано: 19 сентября 2021 в 14:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема пробуждения интереса к ознакомлению с художественной литературой дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Исаченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД