Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию «Маленькие ученые» для детей 4–5 лет

Татьяна Маркинова
Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию «Маленькие ученые» для детей 4–5 лет

Пояснительная записка

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта

дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире, учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно - исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию „Маленькие ученые“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно - исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых: любознательность, постоянное экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - познать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Главное в экспериментировании заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его

мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

К сожалению, на сегодняшний день детское экспериментирование в ДОУ

недостаточно широко внедряется педагогами в образовательный процесс. Это объясняется следующими причинами: нехваткой методической литературы, отсутствием специального оборудования для проведения опытов и т. д. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Направленность дополнительной образовательной программы

Направленность программы «Маленькие учёные» исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности. Она является научно - познавательной, по форме организации - кружковой, по времени реализации –1 год.

Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.

Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Актуальность программы

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике

недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют :

- Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Понимая значения экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей среднего дошкольного возраста. Ведущая идеи программы заключается в организации посильной, интересной

и адекватной возрасту экспериментально деятельности для формирования естественнонаучных представления естественнонаучных представлений дошкольников: «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов конструктивно-модельной деятельности); «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском

саду разработана программа кружка «Маленькие ученые» для детей дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации

посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально- исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать своюжизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность

Цели и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель Программы

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей

через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.

Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи

Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость,

мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).

Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направление.

Развивающие :

Развивать познавательную функцию экспериментирования.

Формировать интерес к поисковой деятельности.

Развивать личностные свойства : целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.

Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

Воспитывать умение выполнять последовательность действий.

Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Отличительные особенности программы

• Направленность на развитие личности ребенка. Приоритет Программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

• Нацеленность на дальнейшее образование. Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

• Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.

• Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей. Культурные средства (по концепции Л. C.Выготского, которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, что способствует формированию у ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.

Этапы реализации программы дополнительного образования :

1 этап – подготовительный

- предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения)

- определение типа, вида и тематики.

- выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные)

- подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста и темы.

2 этап – основной

Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.

3 этап - завершающий

- анализ эффективности работы по познавательному развитию детей за период реализации программы

- разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов экспериментальной работы.

Формы и режим занятий.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме работы дополнительного образования : занятия, экскурсии, экспериментирование, применение ИКТ и других технических средств обучения (ТСО).

Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью до 20 минут. Основная форма занятий - групповая.

Общее количество учебных занятий в год - 63.

Режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью до 20 минут. Основная форма занятий - групповая.

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Итоговые занятия проводятся по каждому из разделов программы не только с присутствием, но и с участием родителей.

Ожидаемые результаты итогов реализации программы и способы их проверки.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание.

- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

- в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

- любит экспериментировать;

- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);

- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы применяются :

- входной контроль, беседа, опрос

- текущий контроль осуществляется после изучения тематического модуля программы /итоговая беседа/

- диагностика педагогического процесса

- открытые занятия по итогам года

- выступление на педагогическом совете – подведение итогов работы

- организация видеопрезентаций и фотовыставок хода педагогического процесса (в течение учебного года).

Перспективный план дополнительной образовательной программы по познавательному развитию «Маленькие ученые» в средней группе

1 модуль - «Знакомство с песком и глиной»

Опыт 1

Беседа: диагностика познавательно – экологических знаний.

Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Опыт 2

Свойства песка и глины

Дать детям представление о песке и глине; помочь определить их качества и свойства (глина мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; активизировать словарь детей (глина, твердеет, мнётся, мягкая). Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Опыт 3

«Из чего состоит песок» ознакомление со свойствами песка.

Опыт 4

«Делаем дорожки и узоры из песка» продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.

2 модуль -- «Волшебница вода»

Опыт 5

Свойства воды Показать, что вода не имеет формы

Выяснить имеет ли вкус вода.

Выяснить имеет ли цвет вода.

Опыт 6

«Вода – растворитель»

выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Опыт 7

«Почему вода бывает грязной?», «Фильтр для воды» Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды

Опыт 8

Дождь в банке / Круговорот воды в природе /

3 модуль - «Воздушное царство»

Опыт 9

Воздух – первое знакомство: вдох – выдох

дать детям представления о воздухе и его свойствах; помочь в процессе экспериментальной деятельности обнаружить воздух в окружающем пространстве;

развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию, развивать речь, мышление;

воспитывать умение видеть удивительное в окружающем мире.

Опыт 10

Прогулки невидимки

Закреплять представления о возможностях ветра, его качествах (сильный, слабый, ласковый, тёплый, освежающий и т. д.).

Систематизировать знания об использовании человеком силы ветра, о пользе ветра в природе.

Опыт 11

«Я вижу воздух»

дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде.

Опыт 12

«Загадочные пузырьки

4 модуль - «Снег и лед»

Опыт 13

Таяние снега

ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – при повышении температуры воздуха).

Опыт 14

Взаимодействие воды и снега.

Выявить свойства воды.

Выявить способность воды остывать под действием внешних условий.

Сравнить свойства воды и снега: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость.

Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду.

Опыт 15

Раскрасим снег

Закреплять знания детей о свойствах снега.

Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.

Вызывать интерес к неживой природе

Воспитывать любознательность, радость от открытий, полученных из опытов.

Опыт 16

Цветные льдинки

В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления

5 модуль - «Загадочное притяжение»

Опыт 17

Какие предметы дружат с магнитом

Учить детей определять магнетические предметы, используя магнит.

Развивать познавательный интерес.

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Опыт 18

Достань предмет

Продолжать формировать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать.

Закреплять знания детей, умению отделять магнетические предметы, от немагнетических, используя магнит.

Учить решать познавательные и экспериментальные задачи через опыты.

Опыт 19

Волшебная рукавичка

познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы;

развивать мышление, любознательность;

воспитывать интерес к исследовательской деятельности

Опыт 20

Мы – фокусники

Познакомить детей со свойством магнита притягивать некоторые предметы. В ходе опытов самостоятельно выявить все свойства магнита. Подвести детей к формулировке понятия «магнит» и применение его в хозяйственной деятельности. Учить выдвигать гипотезы и решать проблемы в ходе наблюдения.

6 модуль - «Лаборатория огородных наук»

Опыт 21

В маленьком семени прячется растение

Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании.

Продолжать знакомить детей с этапами роста и развития овощных культур : от семени до взрослого плодоносящего растения.

Довести до сознания детей, что семена – это живые существа (в каждом семени живет растение). Знать, для того, чтобы семя проросло, ему необходимы определенные условия: земля, вода, тепло и свет.

Опыт 22

Посадим огород

Учить различать овощи по характерным признакам

Развивать память, обследовательские действия.

Создать чувство эмоционального комфорта.

Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью

Развивать умение правильно сажать в землю семечко и ухаживать за ним.

Опыт 23

«Как быстро перебрать крупу»

сравнить свойства крупы.

Опыт 24

Месим, месим, выпекаем

7 модуль - «Свойства солнечного света»

Опыт 25

Свет повсюду

показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик).

Опыт 26

«Солнечная лаборатория» Показать предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Опыт 27

«Свет и тень»

Развивать способность предполагать исход события, поощрять желание детей рассуждать;

Объяснить детям через эксперименты со светом и тенью природные явления.

Опыт 28

Поймаем солнечного зайчика дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале.

8 модуль - «Разные материалы»

Опыт 29

Дерево, бумага.

Свойства дерева и бумаги

формировать умение узнавать предметы сделанные из дерева и бумаги, определять их качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).

Опыт 30

Стекло, свойства

Обобщить знания детей о свойствах стекла методом сравнения его с другими материалами (пластмассой, резиной,

путём исследования.

Расширять и активизировать словарный запас при ознакомлении детей с природными и искусственными материалами.

Опыт 31

Ткань, свойства Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря.

Опыт 32

Резина, металл, пластмасса. Познакомить детей с разными материалами, активизация словаря

Работа с родителями воспитанников

Формы работы с родителями:

Очень важно в процессе формирования познавательного интереса у детей обеспечить партнерские отношения между детским садом и семьей ребенка. Какие бы усилия ни прилагали специалисты детского сада, пытаясь эффективно организовать процесс развития, все эти усилия могут оказаться напрасными, если не скоординированы действия педагогов и родителей.

Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.

Процесс работы по познавательн6ому развитию с семьей включает :

• Консультации индивидуальные и групповые. Онлайн – консультации.

• Мастер-класс для родителей

• Беседы с родителями

• Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

• Семинар – практикум.

• Совместные мероприятия родителей и детей : тематическая и интегрированная образовательная деятельность.

• Просмотр занятия

• Изготовление игр, пособий.

Методическое обеспечение программы

Материально – технические условия

для реализации программы

Основное оборудование:

• Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д. р.

• Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д. р);

технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д. р.);

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Дополнительное оборудование :

• специальная одежда (халаты, фартуки);

• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

• карточки-схемы проведения эксперимента;

Список литературы

1. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.

2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников».

3. Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования»

4. Николаева С. Н. ; сост. Горбашов Г. и др. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации);

5. Рыжова Н. А. «Воздух-Невидимка» («Наш дом – природа»);

6. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;

7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Ребёнок в мире поиска»

8. Савенков А. И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;

9. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;

10. Савенков А. И. «Детское исследование как метод обучения дошкольников»; Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М. : Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию «Маленькие ученые» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 10:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию «Маленькие ученые» для детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Маркинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД