Получи документы

Формирование языковой способности у детей младшего дошкольного возраста посредством работы над словарем

Ландыш Фазлыева
Формирование языковой способности у детей младшего дошкольного возраста посредством работы над словарем

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условиям воспитания и обучения.

Все мы хотим, чтобы наш ребёнок вырос не только крепким и здоровым физически, но и владеющим чистой, благородной, развитой речью. Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. С помощью речи передаётся опыт, накопленный поколениями.

Публикация «Формирование языковой способности у детей младшего дошкольного возраста посредством работы над словарем» размещена в разделах

На протяжении младшего дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. Благодаря этому у детей с ранних лет складываются все компоненты психологической готовности к школе, и путем специальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно развивать у детей данного возраста языковые способности. Чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит, но если результаты обучения окажутся минимальны, это будет свидетельствовать об изначально низком уровне умственного развития ребенка.

Развитие речи вместе с экологическим образованием и развитием элементарных математических представлений является одним из фундаментальных разделов работы по умственному воспитанию младших дошкольников. Речь организует восприятие детей, способствует развитию знаково-символической функции сознания и закрепляет в слове основные категории мировосприятия, которые формируются в процессе умственного развития и воспитания дошкольников.

В процессе развития речи происходит формирование словаря, совершенствование звуковой культуры, грамматического строя, а также развитие связной речи.

Развитие языковых способностей младших дошкольников – одна из важнейших составных частей его психического развития.

Развитие речи ребёнка в младенческом и раннем детстве включено в общение со взрослым. Возникает внимание к речи взрослого, а подражание ей превращается в самостоятельную деятельность.

К концу первого года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько первых слов. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. [1, с. 95]

Одной из форм преодоления кризиса перехода ребёнка из раннего детства к дошкольному является игра. Игра – особая форма совместной жизнедеятельности ребёнка и взрослого, в которой ребёнок оказывается счастливым и самостоятельным, тесно связана с миром взрослых (в игре он действует как взрослый).

С детьми младшего возраста проводятся наблюдения за объектами ближайшего окружения. Организуются прогулки, осмотры помещения. Учитывая особенности возраста, такие осмотры проводят живо, эмоционально, с применением игровых приемов. [4, с. 85]

Большое место занимают специальные занятия по ознакомлению с предметным миром. Основная их цель – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств. Используются методы рассматривания и обследования предметов.

В младших группах преобладают занятия с образными игрушками. Наиболее типичны игры-занятия с куклой. Эти занятия ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько, раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. Широко используются дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось», «Угадай, что спрятали» и др. Для обогащения словаря полезно проводить с детьми хороводные игры. Дети поют или произносят текст и сопровождают его действиями. Закрепление и активизация словаря происходит в процессе рассматривания картин. Используются настенные предметные и сюжетные картины.

В обогащении словаря малышей ценны сказки, стихи, потешки, прибаутки. Произведения художественной литературы используются и на прогулке, и в повседневном общении, и на других занятиях. Воспитатель читает детям стихи, загадывает загадки.

Итак, из сказанного выше можно сделать вывод, что в младшем дошкольном возрасте интеллектуальные способности ребенка находятся в стадии развития. Здесь обязательно руководство со стороны взрослого. Уровень развития речи у разных детей различен, возможности, которые имеются у каждого ребёнка, реализуются далеко не полностью. Данные понятия могут быть усвоены детьми младшего дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения и воспитания.

Развитие активной речи рассматривается в основном как ответ на обращение взрослого в процессе беседы, рассматривании игрушек и картинок. Исходя из этого, мы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи проводили работу с учетом этих особенностей. Дети были вовлечены в такую деятельность как: разучивание стихов и песенок, прибауток, подвижные словесные игры, хороводы, игры с пальчиками, рассматривание игрушек и картинок, кукольный театр и др. И с этой целью мы подобрали серию потешек, стихов, песенок, колыбельных песен и дидактических игр. При подборе мы обращали внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям.

В работе в младшем дошкольном возрасте привлекали внимание детей к отдельным признакам объектов, описывая игрушки в играх: “Узнай по описанию”, “Угадай, что за зверь?”, ”Угадай игрушку”, предлагала детям найти описываемые объекты. Цель: Учить ребенка использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в числе, роде, падеже.

Приучали выделять объект, его признаки и называть в играх “Что за предмет?”, “Угадай игрушку”, “Разноцветный сундучок”, “Скажи какой?”. Если сначала подбирались яркие игрушки с большим количеством новых признаков, то затем использовались предметы (овощи, фрукты, одежда, описывая которые, дети называли не только видимые признаки, но и показывали знания о свойствах и качествах предмета (яблоко круглое, красное, большое, сладкое, кислое, вкусное.) Для упорядочивания самостоятельного повествования о предмете использовали простые, доступные пониманию детей данного возраста схемы описания. Здесь особое внимание обращалось и на правильное согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

Следующие задания способствовали формированию у детей умения видеть начало и конец действий. Для этого мы использовали задания на раскладывание картинок, изображающих действия героев в их последовательности. Ребенку давались 2 картинки: девочка спит, другая – делает зарядку. В играх “Скажи, что сначала, что потом?”, “Добавь слово” (Оля проснулась и … стала умываться; зайчик испугался и … убежал) дети учились называть предшествующие и последующие события.

Для активизации глагольной лексики проводились упражнения “Кто, что умеет делать?”, в которых дети учились подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных (белочка - прыгает, скачет, грызет). “ Где что можно делать?” (в лесу – гулять, собирать грибы, ягоды; на реке – купаться, плавать, ловить рыбу).

В совместной деятельности взрослого с ребенком использовали более разнообразные формы. Дети подводились к самостоятельному, развернутому высказыванию в игре. Проводились игры в виде инсценировок, драматизаций знакомых сказок.

Индивидуальная работа с детьми включала описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Индивидуальная работа проводилась в утренние и вечерние часы в игровой форме в обстановке естественного общения партнеров по игре.

Вне занятий ввели такой прием как рассказывание о своей любимой игрушке. Как известно, в этом возрасте дети очень любят игрушки и часто приносят свои любимые игрушки из дома в детский сад. Дети описывали свои игрушки. Мягкая, пушистая, красивая, любимая, нарядная. Описание глаз, носа, ушей (цвет, форма, размер). Называние и описание одежды и ее частей. Описание настроения (веселая, добрая, грустная). Описывали, как с ней можно играть. При описании многие из них использовали слова, которые они подбирали на занятии при рассматривании игрушек, естественно оказывалась помощь и со стороны педагога. Практически та же работа проводилась при рассматривании предметных картинок (про зверей). При этом необходим был увлекательный рассказ – образец педагога о том или ином животном с показом иллюстративного материала или игрушки. Эти рассказы вызывали эмоции у детей (радость, веселье, сострадание, желание помочь особенно диким животным, что удваивало их интерес и внимание.

Далее ту же работу стали проводить и с неодушевленными предметами: овощами, фруктами и т. д. при этом также используя схемы - подсказки.

Цель - обогащение словаря ребенка, развитие связности речи. При этом опять же использовали иллюстративный материал, опиралась на жизненный опыт детей, на их сенсорные способности : пробовали на вкус, вспоминали что готовят, где растет, какой на ощупь. Здесь уже в словарь ребенка вводились новые слова : описание не только цвета, но и формы, вкуса. Вводились обобщающие понятия: овощи, фрукты, одежда, обувь, мебель, посуда и т. д. Для закрепления этих понятий часто играли в игры: “Что мы делали, не скажем, а что видели, покажем”, “Съедобное - несъедобное”, “Летает - не летает”, “Чья мама?”, “Сад - огород”, ”Какой формы?”, “Что лишнее?”. Садясь за стол во время приема пищи, мы рассматривали, что приготовили повара, какие блюда, из чего они состоят. Дети пробовали на вкус: салаты, соки, пюре. Пытались угадать, из чего приготовлено блюдо, какое на вкус, цвет, запах, уточняли, где растет, из чего начинка. Даже элементарно, на вопрос - какой чай? добивались от детей разнообразных ответов. Дети ”выуживали” из памяти, а они наверняка слышали от родителей и окружающих такие слова как : горячий, сладкий, вкусный, ароматный, полезный, с лимонами т. д. Говорили все кто вспомнил, а остальные дети хоть и не участвовали, но вбирали в себя эти слова.

Проводилась работа и по ознакомлению с художественной литературой. А в этом возрасте очень велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка. Она развивает мышление, воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка и развивает элементы творчества. Трудность понимания и запоминания книжных текстов заключается в том, что по стилю эта речь отличается от разговорной. Поэтому, знакомя детей с литературным произведением, важно убедится в том, что текст ими понят в полной мере. Большое внимание уделялось составлению рассказов по серии сюжетных картинок, где от детей требовалось правильно выложить последовательность сюжета и составить рассказ – эта работа проходила в играх “Книжка рассыпалась”, “Угадай картинку”.

Была намечена и проведена большая работа с родителями в этом плане – это консультация для родителей «Речевое развитие детей в младшем возрасте», анкетирование родителей на тему «Фольклор в развитии речи ребенка» папка-передвижка «Наши пальчики играют», родительское собрание на тему «Сказка в системе речевого развития детей младшего дошкольника». Также давались различные домашние задания по придумыванию рассказов и историй на заданную тему, по серии картинок. Разучивание пословиц и поговорок, разъяснение их смысла, разучивание стихов и чтение сказок и т. д.

Таким образом, мы осуществили работу по формированию у детей младшего дошкольного возраста словаря. В результате проведённой работы у детей появился интерес к играм со словами, они перестали бояться и стесняться говорить.

Библиографический список

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2000.

2. Бабаева Т. И. Младший дошкольник в детском саду. СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007.

3. Занятия по развитию речи в детском саду: Книга для воспитателей дет. сада / Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова и др. ; Под ред О. С. Ушаковой. М., 1993.

4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981

5. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М., 2001.

6. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1988.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование языковой способности у детей младшего дошкольного возраста посредством работы над словарем
Опубликовано: 7 мая 2021 в 22:27
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование языковой способности у детей младшего дошкольного возраста посредством работы над словарем» (включая файлы) размещена пользователем Ландыш Фазлыева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД