Ванчикова Мария Тумуровна
Детская исследовательская работа по изучению бурятского музыкального инструмента «Морин хуур»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Таптанайский детский сад «Солнышко»
«Морин хуур»
(Посвящается Году культурного наследия народов России)
Шагдаров Эрдэм,6 лет.
Руководитель – Ванчикова Мария Тумуровна.
Воспитатель старшей группы.
2022год.
Содержание:
• План исследования :
• Введение;
• Основная часть;
• Заключение; выводы.
Публикация «Детская исследовательская работа по изучению бурятского музыкального инструмента „Морин хуур“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Республика Бурятия
- Темочки
Цель: узнать, почему этот инструмент называется Морин хуур.
Задачи:
• Познакомить с бурятским национальным музыкальным инструментом Морин хуур;
• Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к обычаям и традициям бурятского народа, обогащать нравственно - эстетические чувства, возрождать национально - культурные ценности семьи через совместную деятельность с родителями;
• Развивать познавательные интересы в процессе исследовательской деятельности, воображение, любознательность, уверенность в своих силах.
Предмет исследования :
Музыкальный инструмент Морин хуур.
Гипотеза:
Исследуя и изучая историю происхождения названия бурятского национального музыкального инструмента Морин хуур, я буду знать традиции, обычаи и культуру родного народа.
Актуальность:
В современное время когда забываются и утрачиваются многие семейные и культурные ценности, очень важно с малых лет приобщать детей к ним, через народные игры, обряды и легенды, через семейные традиции и реликвии.
Значимость исследования :
При изучении истории происхождения названия бурятского национального музыкального инструмента Морин хуур, мы воспитываем, развиваем и формируем уважительное отношение к своему народу, к Родине.
Методы исследования :
• Сбор информации;
• Просмотр картин, слушание музыки, просмотр слайдов;
• Посещение краеведческого центра;
• Посещение библиотек;
• Экскурсия в музей.
Взаимодействие с семьей:
Подготовка к конкурсу:
• Поиск информации;
Проведение игры «Наездники»;
• Оформление папки «Удивительный Морин хуур»;
• Беседы с родителями, с бабушкой;
• Изготовление смычка для инструмента.
Место проведения :
• МБДОУ «Таптанайский детский сад «Солнышко»»
• Мой дом.
Здравствуйте, уважаемые жюри.
Меня зовут Шагдаров Эрдэм, я живу в селе Таптанай, хожу в детский сад «Солнышко», в старшую группу, мне 6 лет.
Тема моей исследовательской работы «Морин хуур»
Цель: узнать, почему этот инструмент называется Морин хуур
Воспитатель Мария Тумуровна показала и рассказала нам удивительный музыкальный инструмент Морин хуур. Это древний бурятский национальный музыкальный инструмент. Он изготовлен из дерева, имеет корпус, раньше был обтянут кожей лошадей, овец, верблюдов, у него гриф в форме лошадиной головы, с двумя струнами из конского хвоста и деревянным смычком. Музыкант, который играет на Морин хуре, называется моринхурист.
Мне стало очень интересно, почему он так называется, а его гриф в форме лошадиной головы и две струны из конского хвоста. Мария Тумуровна рассказала легенду, как мальчик Сухэ первым изготовил Морин хуур. У него был верный и любимый друг, они никогда не расставались, но злой и коварный хан убил лошадь. Сухэ сильно плакал и тосковал по своему верному другу, тогда дух лошади явился к нему во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из ее тела, чтобы они всегда были неразлучны. Сухэ изготовил инструмент из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы. Когда он заиграл на своем Морин хууре, то услышал голос, ржание и топот своего верного друга, и понял, что друг всегда с ним, поэтому он назвал его Морин хуур – голос коня. С тех пор все инструменты так называются, и их изготавливают с грифом в форме лошадиной головы и с двумя струнами из конского хвоста. Одну струну плетут из хвоста жеребца, вторую из хвоста кобылы, их должно быть больше ста для каждой струны. Когда мы в группе рисовали и раскрашивали коней, лепили из пластилина, играли в разные бурятские игры, слушали музыку, то нам тоже казалось, что мы слышим голос коня.
В бурятском уголке нашего сада есть маленький Морин хуур, у него потерялся смычок. Я решил изготовить для него смычок и обратился за помощью к папе. Дома папа рассказал, мне, что бурятский народ всегда
очень любит и почитает коней. Конь для бурята является священным животным. Это верный и надежный друг, богатство, радость и гордость.
У нас на стоянке тоже есть мой верный друг, конь по кличке «Ураган», и мы взяли волосы для смычка из его хвоста. Мы вместе подбирали по размеру деревянную планочку, и я его сам покрасил, у нас получился замечательный смычок. Папа рассказал мне, что мой дядя Баир умеет играть на Морин хууре, он учился специально этому в Монголии. А моя бабушка Галина Базаровна рассказала, что там, где играет Морин хуур, все плохое уходит, а доброе остается, поэтому считается, что он должен быть в каждой бурятской семье.
Вывод:
Я узнал, что Морин хуур – это бурятский национальный музыкальный инструмент. Он изготовлен из дерева, имеет корпус, у него гриф в форме лошадиной головы, с двумя струнами из конского хвоста и деревянным смычком. Когда играют на нем, то слышат голос коня, поэтому он так называется. И когда я стану большим, тоже научусь играть на Морин хууре.
Н. Ажиповой «Морин-хуур»
Морин-хуура протяжные звуки
Растревожили сердце моё.
В них умелого мастера руки,
В них незримая нить времён.
Две струны из конского волоса,
Гриф, смычок, изящный узор.
Никогда не забудешь ты голоса
Морин-хуура, чья песня – простор.
В этих песнях – ветра напевы
И пьянящий степной аромат,
Летний дождик, шуршащий распевно
И лилового солнца закат.
В этих песнях томное ржание
Скрип седла, звон стремян, свист стрелы.
Леденящего страха дыхания,
И безмерная сила любви.