Папки-передвижки

Логопедический проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Народный фольклор-образец искусства речи»

татьяна фетисова
Логопедический проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Народный фольклор-образец искусства речи»

Логопедический проект

на тему:

для детей старшего дошкольного возраста

с ОНР «Народный фольклор - образец искусства речи»

Составила: учитель-логопед Фетисова Т. С.

Информационная карта проекта :

1. Автор проекта : Фетисова Татьяна Сергеевна

2. Тип, проекта, вид: Информационно-практико-ориентированный, познавательно-речевой, творческий, открытый.

3.. Продолжительность: долгосрочный

Публикация «Логопедический проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР „Народный фольклор-образец искусства речи“» размещена в разделах

4. Сроки проведения: сентябрь 2020г. - май 2021 г.

5. Участники проекта : учитель-логопед – руководитель, дети старшего дошкольного возраста с ОНР (комбинированных групп, родители, педагоги.

Актуальность: В современном дошкольном образовании большое внимание уделяется познавательно-речевому развитию дошкольников.

На протяжении всего своего существования человек неустанно познаёт мир. Огромный пласт духовных ценностей отражён в традициях и обычаях. Накопленный опыт постижения мира трепетно передаётся из поколения в поколение. Приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека. Именно речь является основой успешного обучения детей в школе, умения общаться с людьми и общего интеллектуального развития.

“Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой Язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному Языку”, писал К. Д. Ушинский.

Овладение языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Это его национальное богатство. Именно в дошкольном возрасте активно усваивается речь, идет погружение в истоки национальной культуры. Устное народное творчество является основой и детской литературы. М. Горький утверждал: «. не один Пушкин учился русскому языку по песенкам и сказкам своей няньки. и Лесков, и Г. Успенский, и многие дети, впоследствии творцы русского литературного языка, постигали красоту, силу, ясность и точность его именно на забавных прибаутках, поговорках, загадках у нянек, солдаток, кучеров, пастухов». М. Горький называл народный фольклор бессмертной поэзией, родоначальницей книжной литературы.

По словам А. П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

В конце ХХ века в нашу жизнь начало вливаться огромное количество заимствованных терминов и иностранных слов, что угрожает языку, а значит и культуре. Родители, из-за нехватки времени, не могут своему ребенку преподнести “школу бабушек и дедушек”, которая играла огромную роль в воспитании любви к родному языку, истории, традициям, своими пословицами и поговорками, колыбельными и народными сказками. А большинство фильмов и мультфильмов пагубно влияют на речь ребенка. В возрасте до 5 лет, дети часто пользуются нелитературными словами. Это закрепляется и входит в их привычку.

Отсюда вытекает важная проблема: как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа? Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес; как привлечь родителей к данной проблеме?

Цель проекта :

• Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР путём изучения и использования малых форм народного фольклора -загадок, пословиц и поговорок.

Задачи:

• Воспитывать интерес и вызвать эмоционально – положительное отношение к фольклору русского народа.

• Развивать умение понимать содержание произведений устного народного творчества.

• Обогащать, уточнять и активизировать словарь ребенка.

• Формировать выразительность речи.

• Способствовать переносу накопленного художественного образа в творческую деятельность. Развивать творческий потенциал ребенка.

• Прививать интерес родителей к использованию фольклора в семье.

• Развивать словесно-логическое мышление, умение сопоставлять и сравнивать.

• Развивать нравственные мотивы поведения.

Предполагаемый результат:

Дети:

• Знакомы с произведениями народного фольклора.

• Понимают, умеют отгадывать и загадывать народные загадки.

• Употребляют малые формы фольклора (пословицы и поговорки) в повседневной жизни.

Родители:

• Активно участвуют в коррекционно-образовательном процессе с позиции сотрудничества и взаимопомощи;

• Повышены языковые компетенции;

• Вовлечены в творческую и продуктивную деятельность детей, участвуют вместе с детьми в подборе материала и художественной деятельности.

Педагоги:

• Определены основные направления и содержание работы по развитию словарного запаса и формированию устной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием народного фольклора;

• Знакомы с методами и приёмами работы по ознакомлению детей с произведениями русского народного фольклора;

• Разработан методический и практический материал по проекту (соответственно изучаемым лексическим темам).

• Значительно пополнены «копилки» народных загадок, пословиц и поговорок.

Прогноз возможных негативных последствий:

Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:

1. Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности.

Пути коррекции: внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм и приёмов работы и знакомство с ними всех участников коррекционного процесса.

2. Высокая заболеваемость детей, низкая посещаемость детского сада.

Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.

3. Низкий уровень компетентности родителей в вопросах знакомства с произведениями русского народного фольклора.

Пути коррекции: повышение уровня знаний родителей о русском народном фольклоре и его применении в повседневной жизни путём подбора фольклорных произведений по изучаемым темам и проведения консультаций, способствующих достижению намеченной цели и реализации поставленных задач.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса

План – схема реализации проекта :

Этапы

и сроки

реализации Задачи этапа Формы работы Срок реализации Приме-чание

1 этап — Подготовительный

(информационно-аналитический)

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для

реализации

проекта с учетом современных требований и

речевых

возможностей

детей.

1. Изучение методической литературы и ресурсов интернет источников по теме проекта.

2. Определение системы мероприятий по реализации проекта, условий его реализации.

4. Подбор и разработка методического материала по проекту

Сентябрь

Октябрь

В течение учебного года

2 этап — Основной (практический

) Разработка и апробирование системы

методических мероприятий для детей, родителей и педагогов д/с по вопросам

развития словаря

дошкольников

с ОРН на

материале

русского

народного

фольклора. 1. Цикл бесед, НОД, дидактических, для детей по ознакомлению с народным фольклором (загадками, пословицами и поговорками).

2. Проведение консультаций для педагогов по темам:

1) «Знакомство детей с произведениями устного народного творчества – важное средство художественно-речевого воспитания детей»;

2 «Пословицы и поговорки в повседневной жизни д/сада»

3) «Игры с использованием народных загадок»

4) Выступление на пед. совете по теме: «Использование методов народной педагогики в практике работы с детьми с ОВЗ»

3. Знакомство детей и родителей с загадками, пословицами и поговорками по изучаемым лексическим темам.

4. Введение и употребеление произведений УНТ в занятия по развитию речи.

5. памятка для родителей

«Речевые игры с использованием народного фольклора»

6 Проведение плановых консультаций для родителей по темам:

«Загадки в жизни наших детей»

«Народные колыбельные песни – спутники детства»;

«Русские народные пословицы и поговорки»

7. Семейный конкурс рисунков «Иллюстрируем пословицы и поговорки» -

В течение учебного года

Ноябрь

Январь

Февраль

Март

Февраль

В теч. года

Еженедельно

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

3 этап — Заключительный (контрольно-диагностический) Презентация продукта деятельности. 1. Подведение итогов конкурса.

2. Организация выставки рисунков детей по материалам народного фольклора.

3. Презентация материалов

проекта для педагогов д/с. Апрель

Апрель-Май

Практический результат проекта :

Используя в своей речи народные загадки, пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь; развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Изучая народный фольклор, дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

В итоге:

• у детей формируется интерес к родному языку;

• происходит вовлечение родителей в поисковую и творческую деятельность детей;

Вывод: После разносторонней работы по обогащению словарного запаса дошкольников с использованием произведений народного фольклора речь детей становится более осмысленной, разнообразной, точной и выразительной. Устное народное творчество способствует развитию у детей образного мышления, формирует нравственные мотивы поведения. Произведения народного фольклора помогают обогатить представления детей о прошлом и настоящем нашей Родины, усвоить высокие нравственные принципы народа. Они воспитывают любовь и уважение не только к своему народу, но и другим народам мира, вселяют уверенность в торжестве справедливости, укрепляют веру в счастливое будущее.

Таким образом, использование русского народного фольклора благоприятно сказывается на всём развитии ребёнка, а особенно на развитии устной речи дошкольников, раскрепощает их речевую активность, приучает мыслить образно и высказывать свои мысли точно и ясно.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Даль В. И. «Пословицы русского народа» М. : 1984

2. «Народная педагогика и здоровьесбережение в практике учителя-логопеда» Лёзина Е. А. (Ж-л «Логопед № 7 2013)

3. «Пословицы. Поговорки. Загадки» Сост. А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова М., 1986

4. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» сост. Ю. Г. Круглов М. : Просвещение, 1990

5. «Русские пословицы и поговорки» Сост. А. И. Соболев, - М., 1983

6. Садовников Д. Н. «Загадки русского народа» - М., 1959

7. «Старинные русские пословицы и поговорки» сост. В. П. Аникина. (М. Дет. Лит. 1983)

8. Фоминых Е. Н. «На каждую загадку есть своя отгадка» (Ж-л «Логопед № 7 2014)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица»Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица» Здоровая личность – это цельная личность, способная воспринимать мир в единстве и целостности, и сформировать её без развития духовной.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Квест — игра по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗКвест — игра по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Добрый вечер, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию квест-игру для воспитанников подготовительной к школе группы. Главными задачами.

НОД по развитию речи «В лес осенний мы идем» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Проект «Фольклор для маленьких ребят» для младшего дошкольного возрастаПроект «Фольклор для маленьких ребят» для младшего дошкольного возраста Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, развитию детей направленный на психическое.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник»Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник» Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук – волшебник» Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Народный фольклор-образец искусства речи»
Опубликовано: 27 октября 2022 в 18:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедический проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Народный фольклор-образец искусства речи»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна фетисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД