Получи документы

Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возраста

Захира Ведзижева
Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возраста

В статье рассматривается сущность процесса социально-педагогической адаптации детей раннего возраста, анализируются факторы, влияющие на успешность адаптации ребенка

дошкольного возраста к образовательной организации.

Ключевые слова: адаптация; социализация; социально-педагогическая адаптация.

Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на

Публикация «Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возраста» размещена в разделах

разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов,

способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Поэтому адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным или негативным результатам. Адаптацию в условиях до-

школьного учреждения нужно рассматривать, как процесс вхождения ребенка в новую для

него среду и болезненного привыкания к ее условиям, то есть, происходит социализация.

Существуют три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом

состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным

заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в

среднем один месяц);

2. подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги

уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного тем-

па развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами

(длится 3-5 месяцев);

3. фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети,

к концу года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние

здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а

также уровень тревожности и личностные особенности родителей.

Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым макросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая

к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации

к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении. В этой работе выделяются следующие направления:

• подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;

• организация жизнедеятельности детей в период адаптации;

• контроль состояния здоровья детей в период адаптации и минимизация возникающих

нарушений.

Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание,

его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского са-

да. Как показывает анализ случаев консультативной практики - дети далеко не всегда обла-

дают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации. Ран-

ний возраст - это период от одного года до трех, когда интенсивно созревают сенсорные и

моторные зоны головного мозга, отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-

психического развития, происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности, то есть, особый период для развития и социализации.

Социализация и социальная адаптация – оба эти явления выражают процесс взаимодействия личности и общества. Они взаимосвязаны и тесно переплетены между собой. Вместе с

тем, эти два процесса существенно отличаются друг от друга. Социализация – это, по утверждению И. А. Коробейникова, динамическая психосоциальная структура, обеспечивающая

интеграцию и отражение различных влияний на ребенка в процессе его развития это длительный, постепенный процесс эволюционного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых знаний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм во внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс интериоризации).

Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это, скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно короткие промежутки времени

устранить или усвоить создавшиеся социальные изменения и проблемы. В ходе социальной

адаптации усваиваются не все, а относительно стабильные и значимые элементы социальной

среды и наиболее типичные формы и способы решения социальных проблем. Социализация

ребенка одна из важнейших задач взрослого, ведь развитие зависит от социальных условий

его жизни.

Для успешной социально-педагогической адаптации детей раннего возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Успешная адаптация создает внутренний комфорт (эмоциональную удовлетворенность) и внешнюю адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования окружающей среды). Будет очень хорошо, если приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения перед поступлением ребенка в детский сад. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе

игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и мотор-

ные игры. Наша группа очень хорошо и содержательно оснащена развивающей средой, каж-

дый день для детей открыты все центры развития. Сенсорные игры дают ребенку опыт рабо-

ты с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют

развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительно-

сти. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".

Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических

функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возмож-

но лишь при взаимодействии ребенка с взрослым, который обучает его видеть, ощущать,

слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир.

Задачами плодотворной работы с детьми в период социально - педагогической адапта-

ции являются:

- создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;

- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;

- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

При проведении занятий мы учитываем специфику работы с маленькими детьми: все-

гда делаем к ребенку общий и индивидуальный подход, исходя из индивидуальных особен-

ностей детей. Ребёнок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих пробле-

мах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность,

агрессивность и т. д. Это обусловливает необходимость активности со стороны педагога,

психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т. ч. и в период адаптации. В

адаптационный период, который может продолжаться от недели до трех, пребывание ребен-

ка в детском саду мы укорачиваем, и смотря как адаптируется ребенок, это время увеличива-

ется, и в результате он остается на весь день. Ребенок может сам выразить желание спать и

обедать вместе с детьми. В этот период особенно важно создать атмосферу доброжелатель-

ного взаимообщения, обогащающего чувственную сферу, обеспечить каждому ребенку эмо-

403

циональный комфорт. Учитывая, что в адаптационный период для ребенка общение со

взрослыми и сверстниками - необходимое условие эмоционального и социального развития,

в своей практике мы старались обогатить положительный опыт общения ребенка с окружа-

ющими людьми, чтобы стремился к общению, игре, приобретал гибкость и пластичность в

социальном поведении и развитии. Развивали и формировали навыки поведения в коллекти-

ве и умение контактировать в нем.

Таким образом, сущность социально – педагогической адаптации детей раннего возрас-

та к дошкольной образовательной организации должна сводиться к следующему: в обеспе-

чении процесса развития личности: создание эмоционально – доброжелательной атмосферы

в группе и благополучные условия, для того, чтобы ребенок безболезненно и легко прошел

процесс социально – педагогической адаптации; Формирование в ребенке навыки успешной

личности, для его дальнейшего развития и взаимодействия с обществом.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.

Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию детей раннего возраста в совместной деятельности «В гости к зайке» Программные задачи: Научить детей взаимодействовать, друг с другом воспитывать навыки партнерского общения, обучать навыкам сотрудничества,.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Социально — нравственное развитие. Познай себя. Группа раннего возраста. Тема: Кто Я? Какой Я? 2 младшая группа Задачи: учить детей любить себя; закрепить знания о себе (имя, фамилия, пол, возраст, членах семьи;.

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в группе раннего возраста «Маша варежку надела…» Социально – нравственное воспитание. Ранний возраст. Тема: Маша варежку надела… Задачи: Продолжать знакомить детей с предметами рукотворного.

Занятие с детьми раннего возраста по приобщению к книге «Путешествие в страну Сказок» Тема: «Путешествие в страну Сказок» Цель: формирование у детей бережного отношения и любви к книге. Задачи: - создание условий для формирования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возраста
Опубликовано: 1 декабря 2020 в 22:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Захира Ведзижева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД