Лучший педагог года

Опыт работы с дидактическими играми при развитии детей младшего дошкольного возраста (4 фото)

Наталья Максимова
Опыт работы с дидактическими играми при развитии детей младшего дошкольного возраста

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. А. С. Макаренко

Опыт работы с дидактическими играми при развитии детей младшего дошкольного возраста

/

Опыт работы с дидактическими играми при развитии детей

Публикация «Опыт работы с дидактическими играми при развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

младшего дошкольного возраста. ( воспитатель:Максимова Н. В.)

Фото №1 Игра имеет важное значение в жизни ребёнка имеет то же значение какое у взрослого имеет деятельность работа служба

Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению к школе, а в будущем и к общественно полезному труду и к самостоятельной жизни. Поэтому при организации обучения и воспитания воспитатели используют такие способы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности детей. В развитии ребёнка и детского коллектива огромная роль принадлежит при этом основному виду детской деятельности в дошкольный период – игре.

Фото №2 Каков ребёнок в игре таков во многом он будет в работе когда вырастет

В ряде работ [1 - 4] отмечается, что значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, в то же время игра – основной вид деятельности в детский период. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели - одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала[3].

Независимо от вида, дидактическая игра имеет определенную структуру, которая отличает ее от других видов игр и упражнений[4].

1. Игра обязательно должна содержать обучающую дидактическую задачу. Играя, дети решают эту дидактическую задачу, выполняя определенные игровые действия, которые являются обязательным компонентом дидактической игры.

2. При выполнении игровых действий необходимо соблюдать определенные правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей и самим воспитательным, а также образовательным процессом.

3. Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

4. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла.

5. Основу игры составляют игровые действия. Чем они разнообразнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются игровые и познавательные задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к самим играющим. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него.

6. По окончании игры обязательно проводится подведение итогов[4].

В работах [1,7,9] отмечается, что ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильного, двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Этот чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Уже в самом процессе восприятия имеются элементы, обеспечивающие развитие логического мышления. Правильное развитие целостного восприятия подготавливает и некоторые стороны причинного мышления.

Важным в психическом развитии ребёнка является формирование мышления. Именно в этот возрастной период возникают не только основные формы наглядного мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления, т. е. способность к переносу одного свойства предмета на другие (виды обобщения, причинное мышление, способность к анализу-синтезу и ряд других[4].

Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления, является одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением[2,4,9]. Дидактическая игра способствует формированию мышления ребёнка. При этом использование игры, является ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Следует делать максимальный упор на игру, игровую деятельность, игровые формы и приёмы. Это – важнейший путь включения ребёнка в учебную работу, способ обеспечения нужного эмоционального отклика на воспитательные воздействия, что является основным методом познавательного развития[4,5 - 8].

Задолго до того, как дидактическая игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей[10]. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит вглубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование дидактической игры как средства воспитания. В различных педагогических системах дидактической игре придавалась различные функции, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре.

Дидактической игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние дидактической игры на развитие ребёнка и найти её место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей[6].

Необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребёнка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.

Исследование значения дидактической игры для психического развития и формирования личности очень затруднено[5]. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития.

Главнейшим является значение дидактической игры для мотивационно-потребностной сферы ребёнка, т. к. для него проблема мотивов и потребностей выдвигается на первый план.

В основе этой трансформации дидактической игры лежит расширение круга человеческих предметов. И овладение этими предметами, встаёт теперь перед ребёнком как задача. При этом мир этих предметов осознаётся им в ходе его дальнейшего психического развития, а само расширение круга предметов, с которыми ребёнок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В его основе лежит «открытие» ребёнком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями[4].

Ребёнок на границе перехода от предметной к ролевой игре ещё не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смысла их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием[8].

Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребёнка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Значение дидактической игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи.

Существенно важным является и то, что в дидактической игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности.

Рассматривая действия ребёнка в дидактической игре, легко заметить, что ребёнок уже действует со значениями предметов, но ещё опирается при этом на их материальные заместители-игрушки. Анализ развития действий в дидактической игре показывает, что опора на предметы-заместители и действия с ними всё больше сокращаются.

Если на начальных этапах развития требуется предмет-заместитель и относительно развёрнутое действие с ним, то на более позднем этапе развития дидактической игры, предмет выступает через слова-названия уже как знак вещи, а действие – как сокращенные и обобщённые жесты, сопровождающиеся речью. Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер, приобретая постепенно характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся на внешние действия. В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребёнка – оно становится произвольным. Дидактическая игра, следовательно, может быть включена в любой раздел программы обучения и служить:

для развития познавательной деятельности;

для формирования собственной игры;

построения собственного поведения в коллективе.

Последнее, т. е. поведение, включает в себя следующие действия:

умения действовать сообща;

наблюдать за действиями товарища;

умения ждать;

стремиться к совместной цели;

соотносить свои действия с действиями товарищей.

Всё это называется обучение жизни, т. е. в окружающей среде или в социуме[2 - 4].

Дидактическая игра имеет огромное значение для формирования дружного детского коллектива, для формирования самостоятельности, для формирования положительного отношения к труду и ещё для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое дидактическая игра оказывает на психическое развитие ребёнка, на становление его личности.

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает:

– отбор и продумывание их содержания;

– чёткое определение дидактических и игровых задач;

– определение игровых правил;

– предвидение обучающего результата;

– определение места и роли в воспитательном процессе,

– взаимодействие с другими играми и формами образовательной деятельности.

Руководство игрой должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками. На первом месте в организации игр с малышами должен стоять сюрпризный момент. На детей младшего возраста сильнее, чем слово, действует наглядность, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия[4].

Следует отметить, что дидактическая игра делает процесс обучения легким и занимательным, та или иная дидактическая задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Для успешного решения задач по воспитанию и развитию детей посредством дидактической игры педагог должен владеть знаниями об ее структуре, особенностях, месте в педагогическом процессе, методикой руководства ею; учитывать возрастные психофизиологические особенности детей[2 - 4]. Проанализировав литературные источники по проблеме руководства дидактическими играми для детей дошкольного возраста [1-13] можно выделить определенные правила руководства.

Необходимо вызвать интерес к игре у детей : создание сюрпризного момента, игровой ситуации, через использование каких-либо сказочных героев. В ходе проведения дидактических игр педагог должен сохранять игровое настроение у детей : интересный материал, шутки, смех, тон воспитателя. Дети не должны ощущать на себе обучающего характера игры. Каждая игра должна содержать элемент новизны.

Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как размещать дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.

Руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактических задач - познавательного содержания; в определении игровых задач и реализации через них дидактических задач; в продумывании игровых действий и правил, в предвидении обучающих результатов. Педагогу необходимо добиваться активности всех детей, особенно в коллективных играх : каждый ребенок должен понять и принять дидактическую задачу.

Педагог должен следить за выполнением игровых правил, исправлять ошибки детей, напоминать о существовании правил, если ребята отклоняются от них. Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимного обучения детей

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение ранее усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «В следующий раз будем играть еще лучше» или: «Новая игра будет еще интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные.

Воспитатель должен подготовиться к проведению обучающих игр. Подготовка педагога заключается в выборе цели игры, подборе самой игры, определение способа организации и места проведения, подготовке необходимого материала. Воспитатель продумывает ее структуру, тщательно и всесторонне разрабатывает план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях.

Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Воспитатель детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры (старший дошкольный возраст) и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Так же руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней детей, нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры. При проведении дидактических игр необходимо обратить особое внимание на тех детей, которые долго не ходили в детский сад.

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному, так как в каждом возрасте свои психофизиологические особенности.

Выводы. В дошкольном возрасте позиции дидактической игры достаточно прочны, объективно – это база для развития познавательной деятельности детей, овладение им социальной ролью, а позднее и для овладения учебной деятельностью. Субъективно же – она доставляет ребёнку радость, создаёт психологический комфорт. Дидактические игры направлены на конкретные задачи, овладения теми или иными навыками и умениями, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра служит одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей к предмету изучения, способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, даёт возможность повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

На сегодняшний день, существует великое множество классификаций дидактических игр, используемых воспитателями в учебно-воспитательных целях. Игры классифицируются в соответствии с содержанием обучения и воспитания, с материалом, группируются по виду деятельности детей.

Особое внимание при воспитании и обучении детей дошкольного возраста уделяется дидактическим играм и упражнениям, направленным на развитие мышления ребёнка. Ведь вся познавательная деятельность детей раннего и дошкольного возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире.

Важно помнить, что достижения этого периода не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а играют роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому неполная сформированность процессов мышления может оказаться невосполнимой или повлечь за собой ряд трудностей в более позднем возрасте. Именно поэтому роли дидактических игр, при организации учебно-воспитательного процесса дошкольников трудно переоценить.

Фото №3 Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре

Библиография

1. Аксёнова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка. - М. : Просвещение, 1987. – 176с.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. :Просвещение, 1991. – 160с.

3. Букатов В. М. Педагогические достоинства дидактических игр. – М. :Школа-Пресс, 1997. – 282с.

4. Романова, О. Б. Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста / О. Б. Романова, Н. В. Хахлева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 5-7. — URL : https://moluch.ru/th/4/archive/231/7566/ ( дата обращения: 28.04.2024).

5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста. Под ред. Венгера Л. А. – М. :Педагогика,1973.

6. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека. // Дошкольное воспитание. №4,2002.

7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 416.

8. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. – М. : Просвещение, 1982. – 82с.

9. Смирнова Е. Современный дошкольник : особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. № 4,2004.

10. Шмаков С. А. Её величество игра. – М. : Владос, 1992. – 242с.

11. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М. : Просвещение, 1992. — 96 с.

12. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада. — М. : Просвещение, 1991. — 207 с.

13. Давыдова Е. Н., Кобозева И. С. Дидактическая игра : сущность и содержание // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 3–1. — С. 69–72 URL : https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1921

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста» Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста». Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы с дидактическими играми при развитии детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 мая 2024 в 16:04
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД