МААМ-картинки

Особенности исследовательской деятельности дошкольников (1 фото)

Катерина Аргатюк
Особенности исследовательской деятельности дошкольников

В мировой практике идёт поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст – время, когда в ребёнке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности.

Публикация «Особенности исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах

Понятие исследовательской активности взаимосвязано с рядом близких понятий, таких как «познавательная активность», «исследовательское поведение», «исследовательская деятельность», «исследовательская инициативность

Доктор педагогических наук, доктор психологических наук А. И. Савенков определяет исследовательское поведение, как один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовательское обучение, строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

По мнению А. И. Савенкова, главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Савенков А. И. в своей статье «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании» утверждает, что подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования.

Поддьяков Н. Н. в своих работах выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

С. Е. Бурцева, Т. Н. Демина выделяют следующие этапы детских исследований :

1. выбор темы, интересующей ребенка;

2. сбор информации, и ее осмысление;

3. выдвижение предположений, гипотез;

4. поиск возможных вариантов решения поставленной задачи;

5. проверка предположений и выводы;

6. обобщение полученных знаний;

7. подготовка материалов для выступления.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Костомукшского городского округа "Центр развития образования» каждый год проводит муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ детей старшего дошкольного возраста «Мир детских открытий».

Третий год подряд конкурс показывает заинтересованность педагогов, детей и их родителей в проведении исследовательской работы дошкольниками.

На детской исследовательской конференции ребята достойно представляют свои наработки.

Приведу пример одной исследовательской работы, автором которого является

Корсун Александр, куратор Аргатюк Екатерина Витальевна:

«Здравствуйте! Меня зовут Корсун Александр. Мой проект называется

«Почему головной мозг покрыт складками». Мне очень интересно внутреннее строение человека. И мама подарила мне макет человека, где есть скелет и внутренние органы. Его можно разбирать и собирать. А бабушка мне подарила череп человека, где можно разобрать черепную коробку и познакомиться со строением головного мозга. И когда я взял в руки макет мозга, меня заинтересовал вопрос, почему он весь в складках?

Особенности исследовательской деятельности дошкольников

Тогда мы с мамой начали искать ответ на мой вопрос в энциклопедии. И вот что мы нашли. Ученые считают, что мозг древних людей, которые жили на земле 4 млн лет назад, был меньше мозга современного человека на 1 кг. Но люди развивались, они научились обрабатывать камни и делать из них орудия труда. В результате их мозг развивался, становился умнее и от этого становился больше. Мозг рос, а размер черепной коробки оставался почти прежним.

Что делать растущему мозгу? Конечно же складываться. Увеличивать свою площадь за счет складок. Если бы удалось расправить все складки, то мозг занял бы площадь, равную одному квадратному метру.

У новорожденных детей мозг более гладкий, но со временем он растет и развивается. Он увеличивает свою поверхность за счет складок.

Можно предположить, что чем больше весит головной мозг, тем умнее человек. Но на самом деле это не так, потому что мозг мужчины тяжелее женского. Хотя умных женщин очень много, так же, как и мужчин.

А вы знаете, что левое полушарие управляет правой стороной человека, а правое полушарие левой стороной. И от того, какое полушарие лучше развито, зависит наше поведение. Если развито левое полушарие, то у человека есть способности к математике, а если развито правое полушарие, то этот человек творческий, любит рисовать или заниматься музыкой, он мечтатель и фантазер.

И на эту тему мы с моими ребятами в саду провели тест. Для того чтобы выяснить какое же полушарие у человека главнее, надо выполнить несколько не сложных упражнений:

1. Переплетение пальцев. Сложите ладони вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки оказался сверху? Если левый, значит правое полушарие главнее, если правый, то левое полушарие.

2. Поза Наполеона. Надо переплести руки на груди. Если сверху оказалась левая рука, значит правое полушарие выиграло, если правая - левое.

3. Нога на ногу. Присев закинуть ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху?

4. Подмигните! Каким глазом вы подмигнули?

В результате получаем: у кого чаще побеждало правое полушарие, тот любит заниматься творчеством, у кого левое, тот любит точные расчеты».

Как отмечает А. И. Савенков, наиболее эффективное средство для поддержания и совершенствования исследовательского поведения – максимальное снижение ограничений на детские исследования.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольниковКонспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» разработан в рамках реализации проекта.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Планета Земля — какая она?»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Планета Земля — какая она?» Цель: Расширить представления детей о планете Земля. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о планете Земля, периодах ее образования.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности исследовательской деятельности дошкольников
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 13:47
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности исследовательской деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Катерина Аргатюк на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД