Лучший педагог года

План саморазвития «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Юлия Ермакова
План саморазвития «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №1 «Петушок» г. Богородска

План

профессионального саморазвития

воспитателя

Ермаковой Юлии Николаевны

на 2016 – 2017 учебный год

Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Содержание

1. Пояснительная записка …. 3

2. Цели и задачи …. 4

3. Этапы изучения темы…. 5

Публикация «План саморазвития „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр“» размещена в разделах

4. Источники самообразования… 5

5. План мероприятий по реализации поставленных целей и задач…. 6

6. Приложение…8

Пояснительная записка

Актуальность темы.

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. То есть программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Так вот познавательная активность и является одной из форм развития инициативы у ребенка, проявляющаяся у него в поисковых действиях.

В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста : в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Причины, препятствующие развитию познавательной активности:

- готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;

- дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;

- дети слабо владеют познавательными действиями.

Поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения. И тем самым решаются противоречия между необходимостью игровой деятельности и социумом, где игра малоценна; между возрастными возможностями дошкольников и материальными возможностями социума. Все это свидетельствует об актуальности и перспективности изучения данной темы.

Выявленная проблема.

Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности творческой. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи ребенка, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и предавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемые в период младшего дошкольного возраста.

Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным.

Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.

Прогнозируемый результат.

Я предполагаю, что сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры будет идти эффективней при организации следующих психолого-педагогических условий:

- подбор комплекса дидактических игр, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному;

- просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития детей;

- создание развивающей среды в группе детского сада.

Цель:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми младшего дошкольного возраста, применение полученных знаний в практике.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме сенсорного развития.

2. Изучить показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

3. Разработать и подобрать комплекс дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

4. Наполнить предметно – развивающую среду дидактическими играми, направленными на сенсорное развитие детей.

5. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

6. Повысить уровень знаний родителей по вопросам сенсорного развития младших дошкольников.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне :

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

Этапы изучения темы.

Информационный - Изучение психолого – педагогической и методической литературы.

– Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

- Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

- Анкетирование родителей.

Технологический - Разработка планирования.

- Создание предметно – развивающей среды.

Практический - Применение знаний на практике.

Итоговый или результативный - Консультации для родителей.

- Открытые просмотры для педагогов в виде оформления материалов из опыта работы.

- Проекты.

Источники самообразования

1. Артемова, Л. В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст] : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л. В. Артемова. — М. : Просвещение, 1992.

2. Белкина В. Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М. : Академический Проект: Гаудеамус, 2005.

3. Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 13.

4. Выготский Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М., 2007.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова. -М. :Педагогика-Пресс,1999.

6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М. : Просвещение, 2008.

7. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007.

8. Морозова О. Е. И. Тихеева. Дошкольный возраст : сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5.

9. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э. Г. Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996.

10. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж. : Учитель, 2006.

11. Поддъяков Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей – 2-е изд. / Поддъяков Н. Н., Аванесова В. Н. – М. : Просвещение, 2001.

12. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М. :Просвещение,1990.

13. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007.

14. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005

15. Шамеева О. Г. Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: Асгард, 2016.

16. Шиффман Харви Ричард. Ощущение и восприятие: Пер. с англ. /Х. Р. Шиффман. -5-е изд. -СПб. :Питер,2002.

Интернет ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/

https://www.maam.ru/detskijsad/

https://infourok.ru/

https://www.moi-detsad.ru/

https://www.ivalex.vistcom.ru/

https://detskiy-sad.com/

План мероприятий по реализации поставленных целей и задач

Год Содержание работы

Время

проведения Форма

отчета

2016 2017 Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой. В течении года Список использованной литературы

2016 2017 Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка. В течении года Наличие игр по сенсорному развитию

2016 Подготовка анкет к анкетированию Ноябрь Анкета

2017 «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры» Январь Консультации

2017 Подготовка анкет к анкетированию родителей. Февраль Анкета

2017 Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику» Апрель

Протокол собрания

2016 2017 Размещение информации на стенде для родителей о дидактических играх по сенсорному развитию. В течении года

Информация в уголке для родителей - папка

2016

Разработка перспективного плана работы по сенсорному развитию с детьми младшего возраста. Сентябрь Перспективный план

2017 Сбор фотоматериала. Март Фотоотчет

2017 Выпуск памяток для родителей «Как развивать у ребенка сенсорное развитие посредством дидактических игр» Апрель – май Памятки

2017 Обобщение опыта работы по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» и представление его творческого проекта для родителей и педагогической общественности. Май Проект

\

Приложение №1.

Анкета «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».

Уважаемые родители!

В рамках изучения с детьми темы» "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада посредством дидактических игр" нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

а) да

б) нет

в) не знаю

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте :

а) считаю нужным

б) не считаю нужным

в) затрудняюсь ответить

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка :

а) да

б) нет

в) не знаю

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании :

а) информация отсутствует;

б) есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

в) я не обращаю внимание на информацию;

г) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

д) наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

а) высокий;

б) средний;

в) низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию :

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

Спасибо за сотрудничество!

Публикации по теме:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью игрСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью игр IMG]/upload/blogs/detsad-388949-1532372481.jpg[/IMG] втор: Аникина Анна Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 145» г. Дзержинск.

Опыт работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» 2. Технологический раздел 1. Актуальность опыта На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие познавательной активности детей посредством использования дидактических игр на интерактивном столе согласно ФГОС ДО Отчет по теме профессионального самообразования Тема профессионального самообразования: «Развитие познавательной активности детей через.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Педагогический опыт Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «ЦРР – Детский сад «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида» Ныхриковой.

Презентация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Под сенсорным развитием понимается у ребёнка процессов восприятия и представлений о явлениях и предметах окружающего мира. Сенсорные действия.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологииРазвитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологии Ни для кого не секрет об исключительном значении речи в жизни ребенка. Речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития.

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр» Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. Задачи: ознакомить родителей с дидактическими.

Опыт работы «Развитие речи дошкольников посредством использования дидактических игр» В 2017-2018 учебном году я приняла детей второй младшей группы. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится.

План самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»План самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План саморазвития «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
Опубликовано: 30 сентября 2018 в 14:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План саморазвития «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ермакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД