Папки-передвижки

Самоанализ работы учителя-логопеда за учебный год

Кургина Марина
Самоанализ работы учителя-логопеда за учебный год

Самоанализ работы

учителя-логопеда Кургиной Марины Николаевны

в разновозрастной группе компенсирующей направленности

МБДОУ «Детский сад № 40 «Ладошки»

за 2022-2023 учебный год

Логопедическая работа в ДОУ строится на основе перспективного и календарно-тематического планирования по развитию речи и коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР. Работа учителя-логопеда организовывается в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников. Непосредственно образовательная деятельность является основной формой коррекционного обучения и систематического развития всех компонентов речи.

Публикация «Самоанализ работы учителя-логопеда за учебный год» размещена в разделах

Цели логопедической работы – создание благоприятных условий развития дошкольников; коррекция нарушений речевого развития и организация профилактики нарушений речи. Помощь в освоении детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной Программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении.

В соответствии с поставленными целями решались следующие задачи:

1. Диагностика и анализ речевого развития, звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, связной речи у дошкольников с ОНР.

2. Разработка и реализация содержания программы коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с ОНР. Создание и обогащение предметно-развивающей среды и речевого уголка в логопедической группе

3. Осуществление взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников логопедической группы для достижения положительных результатов в развитии речи у детей с ОНР

I. Организационно-методическая работа

В практической деятельности руководствуюсь нормативно-правовыми документами: Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 года № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», письмо Минобрнауки России и Департамента государственной науки в сфере общего образования от 10.01.2014г., уставом дошкольного учреждения.

Коррекционно-развивающий процесс организован на принципе индивидуального подхода к воспитанию и развитию ребенка на основе программ:

1. Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, 2012;

2. Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3- до 7 лет) «Коррекция нарушения речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, 2010 года.

Содержание работы по направлениям

Работа учителя-логопеда ведется в трех направлениях. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами.

Работа с детьми :

Сопровождение детей с речевыми нарушениями проводится в соответствии с ФГОС:

-коррекционная работа по преодолению речевых нарушений у детей путём осуществления индивидуальной и подгрупповой НОД;

-определение структуры дефекта, выявление и использование потенциальных возможностей детей, развития различных сторон личности;

-предупреждение расстройств речи, преодоление возрастных, патологических недостатков речи;

-устранение ФФНР, ЛГНР, ОНР;

-формирование коммуникативной компетентности, развитие речевой активности детей;

-предупреждение нарушений письма и чтения;

-разработка и совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями, интересами дошкольников;

Работа с педагогами :

-создание условий для развития и повышения профессиональной компетенции педагогов в работе по коррекции речевых расстройств;

-организационная, методическая помощь по созданию благоприятной речевой среды в группе;

-контролирование процесса коррекционной, воспитательной и образовательной работы по преодолению нарушений речи;

-организация тесного сотрудничества и взаимодействия по всем вопросам работы, выработка единых требований, отвечающих задачам коррекционного обучения, воспитания, развития детей.

Работа с родителями :

-привлечение родителей к коррекционно-педагогическому процессу по формированию у детей правильной речи;

-оказание организационной и методической помощи родителям в создании условий для нормального речевого и психоэмоционального развития детей;

-обучение родителей выполнению заданий по коррекции; звукопроизношения, формированию грамматически правильной речи, обогащению словарного запаса детей.

II. Диагностическая работа.

Целью логопедического диагностического обследования является выявление уровня сформированности основных факторов речи детей группы ОНР по следующим параметрам:

• Фонематический слух.

• Звукопроизношение.

• Грамматический строй речи.

• Лексический строй речи (словарный запас).

• Связная речь.

Диагностическое обследование речевого развития детей логопедических групп проводится в три этапа: первичная в сентябре, промежуточная в январе, заключительная в мае. Результаты диагностики отображаются в речевой карте ребенка и в сводной таблице всей группы.

С 1 по 14 сентября проводится первичная уточняющая диагностика, где выявляются сферы нарушения речи. Составляется индивидуальный маршрут логопедического сопровождения. Результаты первичной диагностики даны в Таблице 1. (см. Приложение)

В январе было проведено промежуточное обследование с целью выявления динамики в речевом развитии дошкольников. Результаты промежуточного обследования даны в Таблице 2. (см. Приложение)

В конце мая было проведено итоговое обследование с целью определения уровня сформированности речевых процессов после коррекционно-развивающих занятий и определения дальнейшего маршрута. Результаты итогового обследования приведены в Таблице 3. (см. Приложение)

Из приведённой Сравнительной таблицы 4 (см. Приложение, мы видим значительное улучшение по всем показателям критериев развития речевых процессов у детей. Сравнительный анализ результатов диагностики также отображен в диаграмме (см. Приложение).

18 детей выбыло в школу со значительными улучшениями в речи. Трое детей перешли на 3 уровень ОНР, так как у них было поставлено правильное звукопроизношение и речевое развитие соответствует возрасту. Со всеми детьми будут продолжены коррекционно-развивающие занятия.

III. Коррекционно-развивающая работа

Цель коррекционной работы - воспитание у детей правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи, речевых и неречевых процессов.

Задачи:

• Коррекция звукопроизношения;

• Обогащение активного словаря;

• Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте;

• Развитие коммуникативных умений и навыков;

• Формирование психических процессов

В работе используется Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» Гомзяк О. С. - М: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019. Конспекты фронтальных логопедических занятий (первый и второй годы обучения для каждого возраста отдельно) «Говорим правильно в 6-7 лет» и «Говорим правильно в 5-6 лет» а также рекомендованные методические пособия и современные развивающие технологии.

Вся коррекционно-развивающая работа (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2021-2022 учебный год.

По результатам обследования дети были организованны в 2 подгруппы по возрастам: 5 лет (3 ч) и 6 лет (8 ч).

Фронтальные занятия проводились 2 раза в неделю: понедельник и пятница. Продолжительность занятия 30 минут. По понедельникам проводились занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи согласно календарно-тематического планирования. По пятницам – занятия по развитию связной речи.

Занятия по возрастным подгруппам проводились 1 раз в неделю с каждой подгруппой. Во вторник проводились занятия с детьми 5 лет по обогащению словаря, в четверг – с детьми 6 лет занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Продолжительность занятия – 25-30 минут.

Индивидуальная работа проводилась 2 раза в неделю с каждым ребенком согласно индивидуальному маршруту сопровождения и графику занятий.

Для более лучшего закрепления материала детям давались логопедические домашние задания в специальных тетрадях «Говорим правильно в 6 -7 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей подготовительной логогруппы». И такие же альбомы для детей 5-6 лет.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития моторики тонких движений рук – кисти руки. В своей работе с детьми при выполнении артикуляционной гимнастики использовала движения пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции, т. е. биоэнергопластику, которая активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. И это также повлияло на развитие органов артикуляции. Более подробная информация по результатам коррекционно-развивающей работе логопеда дана в Аналитическом отчете логопеда.

IV. Профилактическая и консультативная работа

Работа с детьми.

С каждым ребенком в течение года проводились индивидуальные занятия по коррекционному плану, составленному на основе анализа речевой карты ребенка.

Основной задачей индивидуальных занятий было формирование звуковой стороны речи: развитие артикуляторной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция звукопроизношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.

Знания, умения и навыки ребенка, полученные на логопедических занятиях, закреплялись педагогами (родителями) как на занятиях и в играх, так и в свободной деятельности. На каждого ребенка была оформлена соответствующая документация.

Выводы по коррекционно-логопедической работе :

Почти все дети группы 12 человек (100%) показали положительную динамику развития словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова и в развитии связной речи, перейдя с одного уровня развития на другой уровень. Таким образом, поставленные коррекционные задачи на 2021-2022 учебный год выполнены.

Работа с педагогами.

- Разработана и составлена «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя логопедической группы»

- Консультация в рамках реализации логопедического проекта «Весёлый язычок» на тему: «Знакомство с артикуляционной гимнастикой», «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»

- Организованы и проведены семинары-практикумы для педагогов ДОУ

- Разработаны памятки-рекомендации «Речевое дыхание - основа правильной речи» (Комплекс дыхательных упражнений, «Пальчиками играем – речь развиваем», «Комплекс артикуляционной гимнастики».

Работа с родителями.

В течение года по плану проводилась адресная и систематическая работа с родителями в разной форме:

- индивидуальные консультации родителей – 48 ч,

- ежеквартальные групповые интерактивные консультации в родительском чате «Речевичок» (беседы) :

- Пополняется методическим материалом логопедический уголок «Речевичок» в группе.

V. Организационно-методическая работа

В начале учебного года составлен годовой, календарно-тематический план работы, график и циклограмма рабочего времени, индивидуальный маршрут на каждого ребенка, речевая карта и другая необходимая документация. Посещала методобъединения логопедов на ресурсной базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28» и в МКУ «Методический центр» г. Новомосковска.

Отчет по самообразованию

Тема самообразования «Кинезиологическая гимнастика как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста».

Цель: Ознакомление с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и приемов.

Задачи:

- Обогатить опыт по проведению комплекса кинезиалогических и дыхательных упражнений;

- Обучение приёмам кинезиалогических и дыхательных упражнений и использование их в работе с детьми.

Актуальность. В последние годы увеличилось количество детей с низким уровнем познавательных процессов, дефицитом внимания и выраженная гипервозбудимость. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психо-коррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Изученная литература:

1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

2. Картушина. М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М. : Сфера, 2003 г.

3. КоноваленкоС, В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.

4. ПожиленкоЕ, А, Волшебный мир звуков и слов. М. : Владос, 2001 г.

5. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. -М. : ТЦ Сфера, 2002. г.

6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001г

7. Цвынтарпый В. В. Играем пальчиками и развиваем речь, СПб, 1996

Влияние работы над проблемой на практическую учебно-воспитательную работу : систематизация опыта работы, разработка конспектов, консультаций по теме.

Отчет об организационно-методической работе

учителя-логопеда Кургиной М. Н. за 2020-2021 учебный год

№ дата Тематика Место проведения Участники

1 07.10.2021 г Выступление на педсовете ДОУ «Особенности работы с детьми с ОНР» ДОУ Педагоги ДОУ

2 21.01.2022 г МО логопедов. Вебинар «Формирующее оценивание как педагогическая стратегия гармоничного развития личности воспитанника» ИМЦ логопеды

3 18.03.2022 г МО логопедов. Вебинар «Интегрированное занятие в ДОО как одна из эффективных форм организации образовательного процесса по развитию речи дошкольников» ИМЦ логопеды

4 20.05.2022 г МО логопедов. Вебинар «Повышение качества дошкольного образования через современные формы организации взаимодействия ДОО и семьи» ИМЦ Логопеды, психологи

5 03.06.2022 г Выступление на педсовете ДОУ «Отчет о работе учителя-логопеда ДОУ за 2021-2022 уч. год» ДОУ Педагоги ДОУ

6 09.06.2022 г Семинар для педагогических работников «Особенности использования инновационных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» ИПК Тула Педагоги

Заключение

Анализируя и оценивая проделанную коррекционно-развивающую работу, можно сделать выводы, что цели и задачи, поставленные на 2021-2022 учебный год достигнуты и выполнены в полном объеме.

В 2022-2023 учебном году планирую продолжать целенаправленную и систематическую воспитательно-образовательную, коррекционную, развивающую работу с дошкольниками; пополнять РППС материалами и пособиями для игровой и познавательной деятельности и речевому развитию; разнообразить формы домашних заданий для повышения результативности логопедической работы; принять участие в инновационной деятельности, проектах, конкурсах, опубликовать опыт работы в сборниках научно-практических конференций, СМИ; организовать продуктивное взаимодействие с родителями, вовлекать их в воспитательно-образовательный процесс через работу родительского клуба «Речевичок». Продолжать тесное взаимодействие с педагогами логопедической группы.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

План консультативной работы учителя-логопеда с педагогами ДОО (средняя группа) Сентябрь Консультация «Развиваем речь ребенка. С чего начать?» Консультация «Артикуляционная гимнастика-как основа правильного произношения».

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ работы учителя-логопеда за учебный год
Опубликовано: 17 августа 2022 в 13:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самоанализ работы учителя-логопеда за учебный год» (включая файлы) размещена пользователем Кургина Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД