Получи документы

Тропинки здоровья в логопедической работе

Олеся Болкунова
Тропинки здоровья в логопедической работе

Тропинки здоровья в логопедической работе

В процессе введения ФГТ и ФГОС учитель-логопед должен обладать основными профессиональными компетенциями (в том числе владеть информационно-коммуникативными технологиями, учитывать особенности детей (в том числе и тендерные). Взаимодействие с ребёнком должно основываться на субъективном отношении учителя-логопеда к ребёнку, индивидуальном подходе, мотивационном подходе и доброжелательном отношении.

Публикация «Тропинки здоровья в логопедической работе» размещена в разделах

В логопедической практике применяются технологии, которые способствуют успешной реализации ФГТ в школе, а именно, успешной коррекции речевых нарушений. Это такие технологии как: игровая, коммуникативная, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая. Насущными проблемами в логопедическом направлении современной коррекционной педагогики являются:

сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением

речи;

нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной

стороны речи;

успешная социализация детей с дефектами речи.

В логопедической практике редко встречаются воспитанники, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Воспитанники с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:

нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;

нарушение дыхания и голосообразования;

нарушение общей и мелкой моторики;

расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

повышенная утомляемость;

заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);

нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:

нарушение оптико - пространственного праксиса;

неустойчивость внимания;

расстройство памяти (особенно слуховой)

несформированность мышления;

задержка развития воображения.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для обучающихся с нарушениями речи. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Изучая педагогический опыт коллег, я встретила различное описание системы применения подобных технологий. Наиболее удобным считаю деление здоровьесберегающих технологий на три категории:

технологии сохранения и стимулирования здоровья;

технологии обучения здоровому образу жизни;

коррекционные технологии.

Поэтому педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять

не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое

состояние ребёнка. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и

лечебной.

Здоровьесбережение тесно перекликается с целями и задачами каждой НОД, каждого этапа коррекционной работы и применяется с максимально индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Кроме того, совместно с учителями мы разрабатываем условия создания здоровьесберегающей среды для обучающихся, занимающихся на логопедических занятиях. Так по рекомендации логопеда, учителя в течение дня проводят с детьми пальчиковую, артикуляционную, дыхательную гимнастику, логоритмические игры и упражнения на релаксацию.

Опыт работы с данной категорией обучающихся показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

Плохо говорящие ученики, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом.

На сегодняшний день имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь используемый материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

К ним относятся кинезиология, различные виды логопедического массажа, су-джок-терапия, гимнастика Стрельниковой, дыхательный тренажёр Фролова, фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, различные модели и символы, активно внедряются в коррекционно-развивающии процесс мультимедийные средства коррекции и развития.

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и

активизации нарушенных психических функций.

Задачи:

обучитьдетей методам и приёмам сохранения здоровья и

восстановления сил;

обучить ориентировке в пространстве, в собственном теле;

обучить снятию напряжения, развитию переключаемости;

обучить правильному дыханию, длительному плавному выдоху;

обучить приёмам самомассажа кистей и пальцев рук;

обучить умению слушать и слышать звуки природы, музыку с целью

расслабления, создания благоприятного эмоционального фона.

На логопедических занятиях мною используются как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий : мышечная релаксация, дыхательная артикуляционная и пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмика.

У детей-логопатов при этом происходит :

улучшение памяти, внимания, мышления;

повышение способности к произвольному контролю;

улучшение общего эмоционального состояния;

повышается работоспособность, уверенность в себе;

стимулируются двигательные функции;

снижается утомляемость;

улучшаются пространственные представления;

развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

стимулируется речевая функция;

улучшается соматическое состояние.

Правильная организация учебной деятельности сохраняет работоспособность, исключает переутомление обучающихся (занятия строятся с учетом работоспособности воспитанников, используются средства наглядности, благоприятный эмоциональный настрой).

Для занимательной деятельности с использованием технологий здоровьесбережения характерны следующие моменты:

в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;

в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные

и физические упражнения;

в каждом занятии ведется работа над усвоением лесико-грамматического строя речи;

динамические паузы и физминутки, несут дополнительную речевую

нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество

детей;

предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

Опыт работы убедительно доказывает, что стойкость

результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят и педагоги, родители. Педагоги и родители готовы активно участвовать в коррекционно-образовательном процессе своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых логопедических знаний и умений. В этом направлении широко используются информационно-обучающие приемы, которые способствует повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

Для педагогов систематически проводятся консультации, беседы, мастер-

классы, семинары-практикумы, открытые занятия. Осуществляя преемственность в работе,учителя также используют в своей работе элементы здоровьесберегающих технологий.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) интереснее и важнее является обучение родителей практическим приёмам работы. В гостиной Златоустия прошли практикумы «Научись правильно дышать, малыш» и «Познакомимся с артикуляционной гимнастикой». Интересно проходят занятия в семейном клубе «Умелые пальчики». При обсуждении темы «Тренируем пальчики - развиваем речь» родители познакомились с пальчиковыми играми и упражнениями, научились делать самомассаж пальцев рук, изготовили интересные поделки.

В процессе коррекционной работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Только комплексное воздействие на ребенка даёт успешную динамику речевого развития. Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Публикации по теме:

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепкиИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Использование головоломки «Танграм» в логопедической работе с детьмиИспользование головоломки «Танграм» в логопедической работе с детьми Умение правильно ориентироваться в окружающем пространстве важно для развития ребенка. Упражнения на пространственное ориентирование считаются.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Конспект музыкального занятия в подготовительной-логопедической группе «Веселые нотки здоровья»Конспект музыкального занятия в подготовительной-логопедической группе «Веселые нотки здоровья» Конспект музыкального занятия в подготовительной-логопедической группе с использованием элементов эвритмии и здоровьесберегающих технологий.

Конспект ООД с использованием пластилинографии для детей старшей логопедической группы «Путешествие в страну Здоровья»Конспект ООД с использованием пластилинографии для детей старшей логопедической группы «Путешествие в страну Здоровья» Программные задачи: Формировать представления детей о том, что здоровье - главная ценность человеческой жизни. Уточнить представления о.

Методика обучения основам нотной грамоты «Музыкальные тропинки»Методика обучения основам нотной грамоты «Музыкальные тропинки» Методика «Музыкальные тропинки». Разработала и реализовала : музыкальный руководитель первой квалификационной категории Ведгун Елена Сергеевна.

Статья об использовании зрительного тренажёра «Умные тропинки» в детском садуСтатья об использовании зрительного тренажёра «Умные тропинки» в детском саду Дети – это «особые люди». Их организм работает практически идеально, и для поддержания здоровья необходимые определенные манипуляции, которым.

Летний туристический поход в рамках недели спорта и здоровья для детей подготовительной логопедической группыЛетний туристический поход в рамках недели спорта и здоровья для детей подготовительной логопедической группы Туристический поход – 2022 В нашем ДОО, в рамках недели спорта и здоровья, был организован туристический поход для детей подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тропинки здоровья в логопедической работе
Опубликовано: 5 апреля 2023 в 08:28
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тропинки здоровья в логопедической работе» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Болкунова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД