Лучший педагог года

Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста в игровой деятельности

Елена Ситникова
Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста в игровой деятельности

Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста в игровой деятельности

«Каждое движение ребенка –

это еще одна складочка в

коре больших полушарий»

Мария Монтессори

слайд№2

В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры.

слайд№3

Публикация «Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста в игровой деятельности» размещена в разделах

Сенсорная культура ребёнка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способными различать широкую гамму красок, и мир постепенно предстаёт перед ними во всём своём богатстве и многообразии.

С термином «сенсорная культура» тесно связаны такие понятия, как «сенсорное развитие» (необходимое условие успешного овладения любой практической деятельностью, «сенсорное воспитание», «сенсорный опыт».

слайд№4

Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Выделяющиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декрали, а также отечественные педагоги и психологи: Е. И. Тихеева, А. Запорожец, А. П. Усова, Н. М. Саккулина, А. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер, справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие – составляет умственное развитие ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

А все формы познания – запоминание, мышление; воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

слайд№5

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в раннем возрасте сенсорное развитие реализуется в различных видах деятельности :

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками:

- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто, общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действие с бытовыми предметами – орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок, двигательная активность.

В соответствии с ФГОС ДО для формирования и обогащения сенсорного опыта детей, в группе создали предметно – развивающую среду, которая обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, а также возможность общения и совместную деятельность детей.

слайд№6

В качестве одного из методов сенсорного развития применяются дидактические игры. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Поэтому ведущей деятельностью в группе раннего развития всегда является игра.

Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны, развивает умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерность принимать самостоятельное решение, познает мир.

С одной стороны, дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.

Познавательная активность детей раннего возраста формируется в процессе предметной деятельности. Действуя с предметами, ребёнок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом.

В процессе деятельности у детей развивается мышление, сообразительность, воспитывается сосредоточенность.

Предметами, стимулирующими познавательную активность, служат дидактические игры. Они дают не только обобщающую информацию относительно формы, цвета, величины, но и четкие элементарные представления связи и отношениях вещей, их взаимодействие с окружающей средой.

Использование дидактических игр, помогает развивать у детей первичные волевые черты характера, в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами, стремится к получению положительного результата.

В ходе дидактической игры развивается аналитическое восприятие ребенка. А главное, ребенок познает окружающий мир с радостью непроизвольно.

слайд№7

Целью дидактических игр является формирование сенсорных способностей детей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

- формирование у ребенка систем сенсорных эталонов,

- формирование у ребенка умений самостоятельно применять действия и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Эффективность дидактических игр с детьми во многом зависит от эмоциональности их проведения. Дети быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия. Для того чтобы удержать игровой интерес ребёнка и в то же время приучить действовать по правилам, заложенным внутри игры, становлюсь непосредственно её участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекаю их в интересный сюжет игры. А помогает ребятам освоить азы сенсорики - «Любопытная пчёлка», которая многое хочет узнать и всем интересуется, она загадывает детям «разноцветные» загадки, читает стихи. (Приложение №2)

Для решения задач я предлагаю следующие дидактические игры.

слайд№8

Для развития тактильного восприятия ребенка используются разнообразные природные материалы и предметы, отличающиеся структурной поверхностью (пластмасс, резиновые мячики, деревянные шарики).

Дидактическая игра «Сухой бассейн».

Используется дляформирования сенсорных эталонов.

Надувной бассейн наполняю пластмассовыми резиновыми мячами. Дети определяют на ощупь.

слайд№9

Игры на зрительное восприятие (цвет, форма, величина).

Восприятие цвета

Задачи:

- Развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать результат словами «такой», «не такой»

- Познакомить с названиями основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий)

- развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием.

слайд№10

Дидактическая игра «Подбери по цвету».

- развитие моторики пальцев рук, через действия с другими предметами;

- развитие умения различать и называть цвета;

- развитие зрительного восприятия и внимания.

Детям предлагается разложите цветные шарики в баночках и подобрать крышки в соответствии с цветом. В ходе игры педагог побуждает называть цвет выбранных крышек и шариков.

слайд№11

Дидактическая игра «Яичко в домике».

- развитие моторики пальцев рук, через действия с другими предметами;

- развитие умения различать и называть 4 основных цвета;

- учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия, действовать целенаправленно, последовательно слева на право, не пропуская ячеек.

Основными цветами закрашиваются ячейки контейнера для яиц. Капсулы от киндер. сюрприза обвязывают соответствующим цветом. Дети должны разложить яички в домики и называть цвет яичек и домиков.

слайд№12

Дидактическая игра «Воздушные шарики».

- Способствовать формированию у детей цветовых представлений, соотносить цвета разнородных предметов.

Детям предлагается завязать ленточку на шарике. При выборе шарика с ленточкой педагог побуждает ребенка к словесному обозначению выбранного цвета.

слайд№13

Восприятие формы:

Задачи:

- развивать умение практически различать форму-перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках

- развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами

- развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм

слайд№14

Игра «Занимательный куб».

- развивать умение различать форму предмета;

- развивать моторику пальцев рук;

умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладыша.

Детям предлагается найти форму в прорези занимательного куба и соответствующую фигуру – вкладыш.

слайд№15

Восприятие величины:

Задачи:

- Закреплять словесное обозначение величины (большой, маленький, больше, меньше)

- Обратить внимание на длину, высоту и ширину

- обратить внимание на относительность величины предметов

слайд№16

Дидактическая игра «Собери пирамидку».

- закрепить словесное обозначение величины (большой, маленький, больше, меньше);

- развивать умение складывать колечки по убывающей величине.

Дети разбирают и собирают пирамидки. Педагог побуждает ребенка к словесному обозначению (большое колечко, маленькое, (высокая, низкая). Пирамидки разного размера.

Дидактическая игра «Сложи матрешку».

- закрепить словесное обозначение величины (большая, меленькая, больше, меньше);

- обратить внимание на относительность величины предмета.

Игра проводится двухсложной матрешкой, затем трехсложной.

Педагог вместе с ребенком открывает матрешку, достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив сравнить их по размеру.

слайд№17

Игры для развития слухового восприятия

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познания.

слайд№18

Дидактическая игра «Как поют баночки» или «Игрушки веселушки»

- развитие тактильных ощущений;

- развитие слуховых ощущений;

- формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира.

Детям предлагается баночки с крупами (гречка, фасоль, манная крупа).

Дети, закрыв глаза, должны позвенеть и определить на звук, у кого баночка громче поет или тихо.

В результате сенсорного восприятия дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

слайд№19

Многие, представленные мною, дидактические игры созданы своими руками совместно с родителями, что способствует вовлечению родителей в образовательный процесс, а у детей в процессе изготовления игр (помогали в меру своих возможностей) развиваются сенсорные способности. Игра, как писал В. А. Сухомлинский, это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности, а я смогла зажечь этот огонек не только у детей, но и у родителей.

Прикреплённые файлы:

sitnikova-3_ls5d6.ppt | 17169 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста в игровой деятельности
Опубликовано: 12 января 2021 в 14:47
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста в игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ситникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД