Галина Шушкова
Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками
Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Коноваленко С. В. выделила несколько причин возникновения данной проблемы:
-недостаточное развитие артикуляционной моторики;
-недоразвитие фонематического восприятия;
-нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи;
Публикация «Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2013
-грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
-отклонения в нервно-психической сфере;
-снижение уровня познавательной активности;
-отклонения в поведении детей.
Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Чтобы сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я стала использовать игры.
Все игры я печатаю с помощью цветного принтера на плотной бумаге, ламинирую. Получаются яркие, эстетично оформленные пособия. Дети с удовольствием ими играют. Сюжеты беру из детских книг, мультфильмов, «подсматриваю» в методической литературе и у коллег, много сюжетов придумываю сама. В моей копилке около 100 игр на автоматизацию и дифференциацию звуков.
Игры оформляются по одному принципу: печатается основная картинка на листе формата А4, к ней несколько мелких картинок, подчиненных сюжету игры. На мелких картинках с обратной стороны приклеены предметные картинки, которые ребенок должен называть.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Одна из проблем встречающихся в](https://www.maam.ru/upload/blogs/c0093b3a348f404a89c1a268e09bc348.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Работа логопеда](https://www.maam.ru/upload/blogs/12e0f179cddedd6274055e47f85e2705.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Логопедия логопедической работе с дошкольниками заключается в длительном периоде автоматизации и](https://www.maam.ru/upload/blogs/ae55efeae70358573645238539676041.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Дифференциация и автоматизация звуков дифференциации поставленных звуков](https://www.maam.ru/upload/blogs/9e5824587e3c4bb1b3690b41db50363c.jpg.jpg)
Такой прием помогает в ненавязчивой форме повторять многократно слова с автоматизируемыми и дифференцируемыми звуками, потому что дети увлечены сюжетом игры - помогают кому-то из героев, кого-то спасают, идут в гости или, наоборот, выступают гостеприимными хозяевами.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации и дифференциации поставленных звуков](https://www.maam.ru/upload/blogs/2936cf7ceea361e3cf94d7cdea642dc8.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Чтобы сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными развивающими и познавательными для детей я стала использовать игры](https://www.maam.ru/upload/blogs/b759a6f7c3134b3659a93ef5dc904f27.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Все игры я печатаю с помощью цветного принтера на плотной бумаге ламинирую](https://www.maam.ru/upload/blogs/4a5602c27fa7b73ca87ab8d5ab28669e.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Получаются яркие эстетично оформленные пособия](https://www.maam.ru/upload/blogs/b4e2ca809863da462acb5517fda23047.jpg.jpg)
Еще в моей копилке есть игра «Логопедическая улитка». Она представляет собой картинку с улиткой и большой набор предметных картинок. В середину раковины кладу картинку, символ или буквенное обозначение автоматизируемого звука и предлагаю ребенку выбрать, что возьмет с собой улитка (или помогаем ей искать потерянные предметы, в названии которых есть нужный нам звук, ребенок должен из предложенных предметных картинок выбрать те, в названии которых есть автоматизируемый звук.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Дети с удовольствием ими играют](https://www.maam.ru/upload/blogs/0856b9206d745fc5e955a241b424df67.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Сюжеты беру из детских книг мультфильмов подсматриваю в методической литературе и у коллег много сюжетов придумываю сама](https://www.maam.ru/upload/blogs/44e6b3917c7c2d6a0637ff9db10501a2.jpg.jpg)
Данные игры можно подбирать в соответствии с лексической темой. Например, при изучении темы «Фрукты, ягоды» использую игру «Дети и конфеты», где с обратной стороны конфет прикреплены предметные картинки с изображением различных фруктов, ягод. Дети не только автоматизируют звуки, но и развивают кругозор, память. На материале данной игры можно провести работу по развитию лексико-грамматической стороны речи - назвать, с какой начинкой конфеты (со смородиновой, с банановой, с яблочной и т. д.). Комбинируя картинки из игр между собой, можно получать новые сюжеты.
Данные игры использую не только на индивидуальных занятиях, но и при работе с подгруппой, внося в занятие элемент соревнования. Этот прием повышает мотивацию к занятию.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 В моей копилке около игр на автоматизацию и дифференциацию звуков](https://www.maam.ru/upload/blogs/6f7129ee97c23eceb86329fb80dc68e7.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Игры оформляются по одному принципу печатается основная картинка на листе формата А к ней несколько мелких картинок подчиненных сюжету игры](https://www.maam.ru/upload/blogs/6db0267efcd29124216e5cf64f3189fa.jpg.jpg)
Игры помогают сократить этап автоматизации и дифференциации звуков, сделать его интересным и увлекательным. Дети с удовольствием бегут на индивидуальные занятия, а, следовательно, повышается эффективность работы.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 На мелких картинках с обратной стороны приклеены предметные картинки которые ребенок должен называть](https://www.maam.ru/upload/blogs/0ae1b39d24de8aa8b2d6ce9d40bb6f5e.jpg.jpg)
Надеюсь, информация будет интересной и полезной для коллег-логопедов.